Восстановление АКБ после глубокого разряда – тема, которая вызывает много вопросов. В большинстве случаев это происходит после долгого хранения аккумулятора в несоответствующих условиях и далеко не каждую батарею можно реанимировать.
Глубокий разряд (или глубокое разрядное состояние) автомобильного аккумулятора происходит когда аккумулятор разряжен до уровня, когда он больше не способен предоставлять достаточно электроэнергии для запуска двигателя или выполнения других функций электроснабжения. Такое состояние считается опасным по нескольким причинам.
Помогают сохранить аккумулятор в хорошем состоянии и продлевают срок его службы простые действия, знакомые каждому автомобилисту: ежедневное использование машины и регулярная зарядка через специальное устройство.
В большинстве случаев водители сталкиваются с проблемой разряда до нуля по своей неосмотрительности. Достаточно заглушить мотор и оставить включенными фары, радио, аксессуары на несколько суток, чтобы АКБ растратил всю емкость. Есть и специфические причины.
Если аккумулятор не сразу перестает работать после глубокого разряда, его производительность будет существенно снижена за счет сульфатации, потери активных веществ и повреждения пластин.
Сегодня в авто используются не только стандартные кислотно-свинцовые аккумуляторы, но гибридные, гелевые, улучшенные гелевые (AGM) и пр. Большинство мифов связано с использованием кислотных батарей как самых неприхотливых и популярных. Рассмотрим некоторые.
Миф 1. Замена электролита может восстановить старый АКБ. Частично верно. Не всегда смена электролита восстанавливает работоспособность батареи, все зависит от состояния пластин (сульфатация, степень разрушения).
Миф 2. Зарядка аккумулятора в мороз может повредить его. Нет. Зарядка при –10 может быть менее эффективной и занимать больше времени, но она не повредит аккумулятор, если соблюдаются правила.
Миф 3. Удар по корпусу АКБ может его восстановить. Это вымысел. Источник этого мифа в привычке граждан совка «ремонтировать» технику ударом по крышке.
Миф 4. Полная разрядка АКБ перед зарядкой улучшит его работу. Вымысел. Производители рекомендуют использовать АКБ в пределах диапазона 20-80%, заряжать при расходе от 20% чтобы продлить срок службы.
Миф 5. Добавление воды в АКБ поможет восстановить его производительность. Актуально для свинцово-кислотных обслуживаемых агрегатов где требуется контроль дистиллята и регулярный долив.
Миф 6. Перед использованием нового АКБ его нужно разрядить и зарядить. Это вымысел.
Миф 7. АКБ может быть восстановлен после глубокой разрядки. Частично правда. Некоторые АКБ могут быть восстановлены после глубокой разрядки с использованием дополнительного оборудования.
Выбор зарядного устройства зависит от типа АКБ: стандартный или гелевый. Рынок предлагает большое количество универсальных приборов, которые подходят для любого типа. Что нужно запомнить для восстановления АКБ после глубокого разряда.
При зарядке аккумулятора следите за безопасностью. Работайте в хорошо проветриваемом месте, избегайте искр и открытого пламени, не позволяйте детям или животным приближаться к зарядному устройству.
Одно из лучших интеллектуальных зарядных устройств – Bosch C7 (018999907M) средней ценовой категории. Подходит для кислотных, гелевых, AGM аккумуляторов емкостью 14-230 Ач. Рабочее напряжение 12/24 В, сила тока (при 12 В) зарядный 0.8-7 А, индикатор, подключается зажимами, защита от короткого замыкания, перегрева, обратной полярности.
CTEK MXS 5.0 Test & Charge – новое слово в серии интеллектуальных зарядок для кислотно-свинцовых АКБ. Режимы десульфатации, стабилизация напряжения, диагностика АКБ/генератор. Подключение «крокодилами», защита от перегрева. Подходит для стандартной подзарядки, реанимации после глубокого разряда, поддерживает зимний заряд. Сила зарядного тока (при 12 В) 5 А.
АИДА 3 – бюджетная универсальная подзарядка для АКБ емкостью 15-60 Ач. Сила тока 3 А при 12 В, светодиодные индикаторы процесса, защита от перенапряжения, обратной полярности, перегрева. Длина провода 1.5 м, вес 400 гр.
Voin VL-150 – еще одна надежная интеллектуальная зарядка, которую часто выбирают владельцы микроавтобусов и джипов. Устройство разработано под единственный тип АКБ свинцово-кислотные емкостью 20-180 Ач, рабочее напряжение 6/12 В. Обеспечивает быструю первичную реанимацию аккумулятора в стадии глубокого разряда, оснащается вольтметром, защита от перегрева и перегрузки.
Модель CTEK PRO25S (40-194) кроме стандартных автомобильных АКБ используется для восстановления и подзарядки Li-Ion батарей электромобилей. Заряд аккумуляторов емкостью: свинцово-кислотных – 40-500 Ач, Li-Ion – 30-450 Ач, 8 стадий, сила тока (при 12 В) 25 А. Индикаторы состояния, защита от короткого замыкания.
HTRC P20 – одно из лучших интеллектуальных зарядных устройств на рынке. Разработано под четыре типа АКБ: свинцово-кислотный, гелевый, AGM, LiFePO4 (литий-железо-фосфатный), обеспечивает рабочее напряжение 12/24 В. Заряд аккумуляторов через 7 стадий, светодиодные индикаторы, защита от перезарядки, обратной полярности, перегрева и пр.
Восстановление аккумулятора – полезная процедура, чтобы продлить срок его службы и не тратиться на покупку нового. Что советуют эксперты.
Повторный глубокий разряд АКБ происходит по тем же причинам что и первый. Единственная сложность в том, что аккумулятор после восстановления теряет от 5 до 20% заложенной емкости и может разряжаться быстрее – до 3 % за 24 часа в режиме простоя. Что необходимо запомнить.