Автомобильный аккумулятор (АКБ) – устройство, которое используется как дополнительный источник электроэнергии в бортовой сети автомобиля, при отключенном двигателе, а также для его запуска. В холодное время года к качеству аккумулятора предъявляются повышенные требования.
Основные составляющие АКБ: корпус и ячейки (банки), куда установлены пакеты свинцовых пластин (электроды). На эти пластины наносится активная масса – главный реагент в работе АКБ. Электроды разделяются сепараторами, чтобы не допустить их замыкания друг с другом.
Легковые авто – эти батареи встречаются чаще всего.
Электрокары – данные аккумуляторы характеризуются высокой емкостью, так как от этого параметра зависит запас хода электрокара.
Грузовики, автобусы – данные АКБ также отличаются большой емкостью. Подходят и для комбайнов, тракторов.
Мототехника – такие батареи компактны и устойчивы к ударам, вибрациям и опрокидыванию.
Водный транспорт (моторные лодки, катера) – эти аккумуляторы не боятся воздействия влаги и сильных вибраций. Подобные модели сохраняют свою работоспособность и при наклонах.
Под обслуживанием понимается периодическая доливка дистиллированной воды для контроля уровня электролита.
Обслуживаемый – дешевый и ремонтопригодный: предусматривает замену отдельных банок по мере их выхода из строя. Этот аккумулятор позволяет разряжать-подзаряжать каждую банку, чтобы восстановить ее свойства. В то же время подобная модель быстро разряжается, требует частого обслуживания. Такие аккумуляторы уже устарели и встречаются редко.
Малообслуживаемый – сочетает умеренную цену и хорошие эксплуатационные характеристики. Подобная модель обслуживается раз в полгода-год. Малообслуживаемый аккумулятор лишь частично ремонтопригоден и не предусматривает возможности разряжать-подзаряжать отдельную банку. Эти модели используются чаще всего.
Необслуживаемый – не требует обслуживания (работает 5-7 лет), но это достоинство имеет оборотные стороны: высокую стоимость, чувствительность к глубокому разряду, в результате чего уменьшается емкость. К тому же, подобные модели плохо переносят воздействие низких температур и продолжительные простои.
Стартерный – запускает двигатель автомобиля путем подачи энергии на стартер. Обеспечивает высокий пусковой ток, но боится глубоких разрядов. Стартерные аккумуляторы устанавливают на автомобили.
Тяговый – в отличие от предыдущей батареи выдает более низкий пусковой ток и не чувствителен к глубоким разрядам. Способен питать потребителей на протяжении длительного времени. Тяговые АКБ предназначены для электромобилей, моторных лодок, тягачей.
Стартово-тяговый – сочетает характеристики предыдущих типов. Данные модели питают лодочные моторы, навигационное оборудование катеров и яхт, сельскохозяйственную технику.
Этот параметр означает количество энергии, отдаваемое устройством при его разряде на протяжении определенного времени. Номинальная емкость измеряется в ампер-часах (Ач).
Аккумулятор емкостью 60 Ач отдает ток 1А на протяжении 60 часов или 2А в течение 30 часов. Чем больше емкость, тем больше у водителя попыток запуска мотора и тем дольше проработает электрооборудование автомобиля при выключенном двигателе. В то же время с увеличением емкости аккумулятора растет и вес. Поэтому найдите оптимальный баланс в конкретном случае.
Требования к емкости аккумулятора зависят от типа транспорта:
Важно: при выборе оптимальной емкости АКБ руководствуйтесь техническими характеристиками транспортного средства.
На емкость аккумулятора влияет тип и рабочий объем двигателя. Например, для авто с бензиновым карбюратором мотора объемом 1.2-1.8 дм3 емкость АКБ составляет 55 Ач; для такого же двигателя с объемом 1.8-2.5 дм3 – 62-66 Ач, для мотора на 2.5-4.5 дм3 – 75 Ач.
У бензиновых инжекторных и дизельных двигателей при аналогичном рабочем объеме параметры емкости АКБ отличаются. Более подробную информацию можно получить из специальных таблиц.
Нельзя выбирать аккумулятор меньшей емкости, чем рекомендовано производителем для конкретного авто. При определенных режимах работы двигателя (холостой ход) и небольших дневных пробегах машины, АКБ наравне с генератором питает электрооборудование.
В этих случаях аккумулятор малой емкости быстро разряжается (глубина разряда – 40-50%). Это критично для его работоспособности и приведет к сокращению ресурса.
Следует различать номинальную и резервную емкость аккумулятора.
Номинальная – емкость, равная 20 часовому разряду (указывается в паспорте и этикетке аккумулятора). Для аккумулятора на 60 Ач сила тока разряда составляет 3А.
Резервная – величина, означающая время питания электрооборудования автомобиля током 25А при неработающем генераторе. Таким образом, резервная емкость аккумулятора на 60 Ач равна 95-100 минут.
Пусковой ток или ток холодной прокрутки – сила тока, подаваемого на стартер для запуска мотора авто. Этот параметр измеряется в соответствии с несколькими стандартами (EN, DIN, SAE): ток, который выдает АКБ при температуре -18 °С в течение некоторого времени без падения напряжения ниже установленной величины.
Стандарты пускового тока:
Чем массивнее транспортное средство, тем больший пусковой ток должен давать аккумулятор. АКБ с более высоким пусковым током лучше запустит мотор зимой, но при этом вырастет нагрузка на щеточно-коллекторный блок стартера, что снижает срок его эксплуатации.
Важно: оптимальный параметр пускового тока обычно указывается в технических характеристиках автомобиля. При замене аккумулятора (если эта величина неизвестна), приобретайте новое устройство с пусковым током, не меньшим, чем у старого. Если ток холодной прокрутки ниже рекомендованного, то в зимнее время мотор может и не запуститься.
Стандартное – клеммы находятся на верхней крышке батареи, возле длинной стороны. Эти аккумуляторы рассчитаны на легковые автомобили.
Боковое – клеммы расположены на верхней крышке батареи, возле короткой стороны. Данные АКБ предназначены для автобусов и грузовых авто.
Диагональное – клеммы находятся на противоположных углах верхней крышки батареи. Такие аккумуляторы не получили широкого распространения (используются в тракторах, отдельных грузовиках).
Центральное – клеммы находятся на середине верхней крышки батареи. Эти модели встречаются редко.
С торца – клеммы размещаются на передней стенке батареи. Подобное решение характерно для американских аккумуляторов.
Полярностью называется расположение клемм на аккумуляторе (определяется по «плюсовой» клемме).
«+» слева – эти аккумуляторы подходят для авто производства стран СНГ, отдельных американских и китайских машин.
«+» справа – данные АКБ рассчитаны на автомобили, сделанные в Европе.
«+» слева / «+» справа – эти батареи предназначены для некоторых азиатских автомобилей.
Универсальная – данные АКБ применяются в лодках, тягачах и другой подобной технике.
Важно: чтобы правильно определить полярность аккумулятора, разверните аккумулятор лицевой стороной (этикеткой) к себе. После этого найдите сторону, где находится клемма со знаком «+».
В народе широко используются такие названия полярности: прямая («+» слева), обратная («+» справа).
Для грузовых авто расположение «+» слева считается европейским стандартом, а справа – для СНГ.
Пряма полярность (+ слева) и обратная полярность (+ справа)
Величина напряжения тока, который подается АКБ на потребителей.
Азиатский – высокая и узкая аккумуляторная батарея с клеммами, выступающими над верхней крышкой корпуса. Данные АКБ используются в корейских и японских автомобилях.
Европейский – ниже и шире, чем азиатский, при этом клеммы не выступают над корпусом, а располагаются в углублениях. Эти батареи применяются в европейских автомобилях.
Европейский (низкий) – ниже, чем стандартный европейский аккумулятор. Такие модели приобретают, если обычный «европеец» не помещается в нишу автомобиля.
Американский – в отличие от предыдущих вариантов клеммы находятся на передней стенке корпуса. Эти АКБ применяются в авто, изготовленных в США.
AGM – имеет микропористый пластиковый сепаратор, пропитанный электролитом. Аккумулятор характеризуется малым саморазрядом, устойчивостью к вибрациям, переворотам, низким температурам и коротким замыканиям. Дает высокий пусковой ток, поддерживает систему start-stop и является необслуживаемым. Недостатки: дороговизна, большой вес, требуется специальное зарядное устройство.
Сфера применения аккумуляторов AGM – дорогостоящие авто с большим количеством электроприборов, строительная техника, моторные лодки, такси, дома на колесах.
EFB – содержит жидкий электролит и оснащен сепаратором, изготовленным из полиэстера. По характеристикам приближается к аккумулятору AGM, но стоит дешевле.
SFB – работает на жидком электролите, снабжен сепаратором из полиэтилена. Обойдется дешевле батареи EFB, но при этом выдерживает вибрации, высокие и низкие температуры. Обладает повышенной энергоемкостью, не требует обслуживания.
Сфера применения батарей SFB – легковые машины и грузовики частного и коммерческого типа.
GEL (гелевый) – содержит электролит не жидкий, а гелеобразный. Данный аккумулятор медленно саморазряжается, хорошо переносит глубокий разряд, долго служит, не боится вибраций и переворотов. Гелевая батарея дает высокий пусковой ток. Относится к необслуживаемым АКБ. Недостатки: дороговизна, чувствительность к низким температурам, необходимо использовать специальное зарядное устройство.
Сфера применения гелевых аккумуляторов – мотоциклы, моторные лодки, дорогие автомобили с «прожорливой» электроникой.
Кальциевый (Ca/Ca) – электроды изготовлены из свинца с добавлением кальция. Отличается высокой энергоемкостью, устойчивостью к вибрациям и коррозии, а саморазряд и расход воды сведены к минимуму (необслуживаемый). Стоит дороже малосурьмянистого, но дешевле гибридного, гелевого и AGM. Минус – чувствительность к глубокому разряду, переворотам и перепадам напряжения.
Сфера применения кальциевых батарей – большинство современных автомобилей, кроме моделей премиального уровня.
Важно: если допустить глубокий разряд такого аккумулятора, то зарядить его будет сложно (после 3-4 подобных разрядов батарея выходит из строя).
Малосурьмянистый (Sb/Sb) – электроды выполнены из свинца с пониженным содержанием сурьмы (2.5-3%). Аккумулятор дешево стоит, не боится перезарядов, глубоких разрядов и скачков напряжения в сети. Недостатки: низкий пусковой ток, относительно высокий саморазряд и расход воды (малообслуживаемый).
Сфера применения малосурьмянистых АКБ – старые автомобили с нетребовательными электроприборами.
Серебряно-кальциевый (Ca/Ag) – электроды изготовлены из свинцово-кальциевого сплава с добавлением серебра. Имеет повышенную устойчивость к глубоким разрядам и коррозии, при этом сохраняются все достоинства кальциевой АКБ (необслуживаемый). Но такой аккумулятор обойдется дороже кальциевого.
Гибридный (Sb/Ca, Hybrid) – сочетание двух предыдущих типов: положительные электроды – малосурьмянистые (1.5-1.8% – сурьма, 1.4-1.6% кадмия), отрицательные – свинцово-кальциевые. Устойчив к глубоким разрядам и вибрациям, характеризуется незначительным расходом воды (но все-таки является малообслуживаемым). Недостаток – довольно высокая цена.
Сфера применения гибридных батарей – большинство автомобилей среднеценового сегмента, отдельные модели премиум-класса.
Герметизированный свинцово-кислотный (SLA, VRLA) – не содержит жидкий электролит. Данная батарея не нуждается в обслуживании, устойчива к глубоким разрядам, но обходится недешево.
Литий-ионный (Li-Ion) – отличается высокой плотностью энергии, малым саморазрядом, длительным сроком службы. Минусы: высокая цена, чувствительность к перезаряду, низкой и высокой температуре (в частности, на морозе уменьшается емкость батареи).
Сфера применения литий-ионных аккумуляторов – электрокары, мототехника.
Exide Carbon Boost – обеспечивает высокий пусковой ток, быстро заряжается, долго служит. Но такая батарея дорого стоит.
Сфера применения батарей Exide Carbon Boost – легковые авто с большим количеством электроприборов или модели, оснащенные современным электрооборудованием.
Тип клемм влияет на совместимость аккумулятора с конкретной моделью автомобиля.
Конические стандартные (Euro) – собственные зажимы отсутствуют, а в качестве креплений выступают специальные хомуты. Толщина плюсового контакта равняется 19.5 мм, минусового – 17.9 мм. Клеммы «утоплены» в специальные ниши, что снижает риск короткого замыкания при попадании на верхнюю панель различных предметов. Такая конструкция клемм присуща авто европейских производителей.
Конические тонкие (JAP) – обладают аналогичной конструкцией, но толщина плюсового контакта составляет 12.7 мм, минусового – 11.1 мм. Клеммы возвышаются над верхней панелью (крышкой) аккумулятора. Эта конструкция клемм характерна для машин азиатских производителей.
Винтовые (USA) – вместо хомутов используются зажимы с внутренней резьбой. Подобные клеммы встречаются в автомобилях американского производства.
Важно: с помощью специальных переходников, можно добиться совместимости азиатского аккумулятора с европейским автомобилем. А вот в обратном случае – монтаже европейского аккумулятора на азиатскую машину – как правило, без замены креплений не обойтись.
Под болт – вместо хомутов или зажимов применяются болты. Данный вариант характерен для мотоциклетного и водного транспорта.
Длина, ширина и высота АКБ зависят от места расположения устройства. Чтобы не ошибиться, сообщите продавцу-консультанту технические параметры автомобиля. Это поможет найти подходящий аккумулятор по каталогу. Еще лучше – взять старую модель с собой, но в ряде случаев это неудобно из-за большого веса АКБ.
Средний срок использования АКБ не превышает 5 лет. Это значит: чем меньше прошло времени с момента изготовления, тем дольше он проработает. Помните, что срок эксплуатации аккумулятора отсчитывается с момента заливки в него электролита, а не с начала его использования по назначению.
Характеристики АКБ указываются в маркировке:
Например, маркировка 6 СТ-90 Аз означает, что АКБ состоит из 6 ячеек и имеет номинальное напряжение 12 В, является стартерной, ее номинальная емкость – 90 Ач при 20 часовом разряде. АКБ выполнена в моноблоке с общей крышкой, базовая поставка – залитая.
Индикатор заряда – показывает уровень заряда на данный момент. Такая опция позволяет судить о состоянии аккумулятора, не прибегая к специальной диагностике. В некоторых АКБ индикатор сообщает о необходимости долить воды в электролит.
Поддержка start-stop – этот режим выключает мотор на коротких остановках и быстро его запускает. Тем самым экономится горючее и сокращаются токсичные выбросы в атмосферу. С другой стороны, это наносит серьезный ущерб аккумулятору. Поддержка start-stop дает возможность АКБ нормально переносить работу в таком режиме.
Пламегаситель – предотвращает взрыв АКБ из-за воспламенения газов внутри батареи. Делает эксплуатацию аккумулятора безопасной.
Ручка для переноски – облегчает транспортировку аккумулятора.
Сухозаряженный – благодаря отсутствию электролита хранится долго (3-5 лет) без изменения свойств. Чтобы привести такой аккумулятор в рабочее состояние, необходимо потратить средства (приобрести электролит) и время (зарядка АКБ).
Залитый – содержит электролит, не требует никаких затрат на приведение в рабочее состояние и сразу готов к эксплуатации. Лучше приобретать именно такой аккумулятор.
Стоит обратить внимание на климатические и дорожные условия, в которых используется аккумулятор.
При низких температурах работа АКБ ухудшается из-за повышения вязкости электролита: сокращается время подачи тока для запуска мотора, батарея медленнее заряжается, а стартеру требуется больше времени, чтобы завести двигатель, чем при высокой температуре. Поэтому для работы в таких условиях, стоит приобрести АКБ емкостью на 5-10 Ач выше рекомендуемой производителем.
При движении по бездорожью и неровным дорогам, АКБ испытывает сильные вибрации и сотрясения. Это может привести к уменьшению емкости аккумулятора и короткому замыканию. Если автомобиль используется в подобных условиях, обратите внимание на АКБ, произведенной по специальной технологии дополнительной фиксации пластин (HEAVY DUTY). В результате риск короткого замыкания снизится.
Верхнее – позволяет установить АКБ с любым типом нижнего крепления, если совпадают ее высота, ширина и длина.
Нижнее (днищевое) – предусматривает установку батареи только с таким же типом крепления.
Высота, ширина и длина АКБ зависят от места расположения устройства. Чтобы не ошибиться, сообщите продавцу-консультанту технические параметры автомобиля. Это поможет найти подходящий аккумулятор по каталогу. Еще лучше – взять старую модель с собой, но в ряде случаев это неудобно из-за большого веса АКБ.
Ориентировочные габариты аккумуляторов для автомобилей:
Данный параметр напрямую связан с емкостью АКБ. Чем больше емкость, тем массивнее аккумулятор. Каждые 5 Ач увеличивают вес батареи приблизительно на 10%. АКБ для легковых машин в среднем весят 10-16 кг, для грузовиков – до 50 кг. Вес одинаковых моделей может отличаться, но незначительно.
Главное китайский не брать