Автомобильная акустика (акустическая система, АС) предназначена для воспроизведения звука в салоне автомобиля. АС состоит из одного или нескольких динамиков разной частоты.
Широкополосная – для воспроизведения всех частотных диапазонов используется один универсальный динамик (от 40-50 Гц до 18 000-20 000 Гц). В результате подобная АС самая дешевая и простая в монтаже, но оборотной стороной этих преимуществ является низкое качество звука.
Компонентная (разнесенная) – в такой АС каждой полосе частот соответствует отдельный динамик. Благодаря такому решению достигается самое высокое качество звучания («эффект присутствия»). В то же время компонентная АС из-за значительного числа динамиков дорого стоит и сложна в монтаже.
Коаксиальная (совмещенная) – золотая середина между предыдущими вариантами: низко-средне- и высокочастотные динамики объединены в одном корпусе. Таким образом, достигается простота установки и более высокое качество звука, чем у широкополосной. Характеристики звука коаксиальной АС ниже по сравнению с компонентной акустикой. К тому же, повышается сложность настройки колонок.
Среднечастотная – «отсекает» самые высокие и низкие частоты и воспроизводит средний диапазон (обычно 50-6000 Гц). Чаще всего используется вместе с твиттером.
Корпусная – динамики этой АС вмонтированы в корпус, что облегчает установку. Минус – корпусная акустика требует больше места в салоне.
СЧ-динамик (Mid-range) – воспроизводит средние частоты (СЧ) в диапазоне от 250-350 Гц до 6000-7000 Гц.
ВЧ-динамик, твиттер (Tweeter, «пищалка») – динамик, предназначенный для воспроизведения высоких частот (ВЧ) в диапазоне от 1500-2500 Гц до 20 000-30 000 Гц.
НЧ-динамик (Woofer) – воспроизводит низкие частоты (НЧ) диапазоном от 40-60 Гц до 800-1000 Гц.
Сабвуфер (Subwoofer) – динамик, который воспроизводит низкие частоты в диапазоне от 20-30 Гц до 400-600 Гц.
Мидбас (Mid-Bass) – динамик, воспроизводящий средние и низкие частоты (СЧ / НЧ) диапазоном от 200-400 Гц до 3000-4000 Гц.
Широкополосной – универсальный динамик.
8 см (3 дюйма), 10 см (4 дюйма) – воспроизводят звук от 120 Гц. Место установки – защитные сетки в торпедо.
13 см (5.25 дюймов) – воспроизводят звук от 100 Гц. Место установки – кик-панели, которые находятся под торпедо, боковые фиксаторы задней полки, двери.
16.5 см (6.5 дюймов) – воспроизводят звук от 80 Гц. Такой вариант встречается чаще всего. Место установки – двери и задние полки.
20 см (8 дюймов) – встречаются редко.
10х15 см (4х6 дюймов) – размещаются в боковых фиксаторах или кик-панели.
13х18 см (5х7 дюймов) – монтируются в двери или заднюю полку.
15х23 см (6х9 дюймов) – встречаются чаще всего, устанавливаются в заднюю полку или двери. В народе такие динамики называются «блинами».
18х25 см (7х10 дюймов) – используются редко, размещаются на задней полке.
20х30 см (8х12 дюймов) – не выпускаются.
Чем больше размер динамика, тем лучше у него звучат низкие частоты. Для АС без сабвуфера подойдут динамики типоразмера 16 см. Это оптимальный выбор, так как подобные колонки хорошо передают низкие, средние и высокие частоты.
Для акустики с сабвуфером подбираются динамики 13 см. Динамики меньшего размера плохо воспроизводят нижний звуковой регистр. Размер сабвуфера колеблется в пределах 20-40 см.
Полоса означает отдельный диапазон целого спектра частот, который воспроизводится автомобильной акустикой. Каждой полосе соответствует динамик / динамики. Многополосные АС звучат качественнее, чем широкополосные (однополосные).
Чаще всего встречаются двух- и трехполосные АС:
Номинальная – параметр мощности при продолжительном режиме работы. Это основной показатель мощности. Номинальная мощность АС должна равняться номинальной мощности усилителя, еще лучше – быть меньше. В противном случае на высокой громкости динамики выйдут из строя. Оптимальный показатель мощности динамиков – 50-80 Вт.
Максимальная – параметр мощности при кратковременном режиме работы (с перегрузками). Желательно, чтобы максимальная мощность АС была в два раза больше аналогичного показателя усилителя или магнитолы.
Важно: уточните величину номинальной мощности, поскольку изготовители часто указывают на упаковке изделия лишь максимальную мощность.
Ухо человека воспринимает частоту в пределах 20-20 000 Гц. Ни один динамик не способен воспроизводить этот диапазон. Поэтому для объемного звука устанавливается комплект: ВЧ+СЧ+НЧ+мидбас. Чем ниже минимальная и выше максимальная частота (шире диапазон), тем качественнее звучание АС.
От этого параметра зависит громкость звука, которую выдает АС при подаче на нее сигнала. Стандартный сигнал – мощностью 1 Вт с частотой 1000 Гц. Чувствительность измеряется в децибелах (дБ) и в разных устройствах колеблется в пределах 40-250 дБ.
Высокочувствительная АС не нуждается в мощном усилителе и наоборот, система с низкой чувствительностью требует мощный усилитель. Чем выше этот показатель, тем лучше. Оптимальный параметр – от 85 дБ.
Этот параметр означает сопротивление по переменному току (в данном случае – сигналу). В современных АС импеданс составляет 2; 4; 8 Ом. От величины сопротивления качество звучания не зависит, но его следует учитывать для правильного подбора автомобильной акустики и усилителя.
Более высокий импеданс АС по отношению к аналогичному параметру усилителя приведет к тихому звучанию, более низкий – к искажению звука.
Начальный – недорогая акустика, которая обеспечивает приемлемое звучание для нетребовательного слушателя. АС начального уровня подключается к магнитоле без внешнего усилителя. Компоновка: коаксиальная или компонентная акустика (впереди), «блины» (сзади).
Средний – более «продвинутая» АС, что отражается на ее стоимости. Подобная акустика показывает отличные результаты при подключении к внешнему усилителю. В АС среднего уровня часто используются подиумы и твиттеры с шелковым куполом.
Высокий – дорогостоящая АС с высококлассным звуком. Эффективность такой акустики зависит от качества каждого элемента системы, аудиозаписи, нюансов установки. Акустика высокого уровня нуждается в шумоизоляция и подиумах.
Профессиональный – отличается компоновкой от предыдущих вариантов: разнесенная АС, состоящая из твиттеров, СЧ-динамиков и мидбасов. Задние динамики отсутствуют, а впереди вместо одной пары колонок устанавливаются две. Такая АС – самая дорогая и подбирается профессионалами.
По особенностям звучания акустика подразделяется на три вида:
Активный – оснащен усилителем, что уменьшает габариты сабвуфера, облегчает его настройку и подключение к АС. Такая модель имеет невысокие характеристики звука, так как для уменьшения цены часто снабжается низкокачественными динамиками. Активный сабвуфер встречается чаще всего и подойдет для акустики начального и среднего уровня.
Пассивный – не имеет усилителя и не нуждается в питании, что облегчает монтаж сабвуфера. В то же время для работы пассивной модели требуется усилитель – это повышает качество звучания, но увеличивает ее цену и усложняет настройку. Учтите, что пассивный сабвуфер нагружает стереосистему, что может привести к ее поломке. Пассивный сабвуфер часто используется в АС высокого уровня.
По конструкции сабвуферы бывают корпусными (оснащены специальной оболочкой) и безкорпусными.
Закрытый ящик (Sealed Box) – герметичный ящик с диффузором динамика на передней панели. Подобное конструктивное решение обеспечивает низкую цену и четкое звучание с минимумом искажений. По громкости, чувствительности и глубине баса такая модель уступает другим корпусным сабвуферам. Этот сабвуфер прост в настройке (единственная величина – объем ящика).
Благодаря указанным достоинствам, сабвуфер корпусом Sealed Box подойдет для большинства пользователей.
Фазоинвенторный (Ported) – имеет специальный тоннель (фазоинвентор), который соединяет внутренний объем с окружающей средой. В результате такой сабвуфер компактнее, чувствительнее, звучит громче, выдает больший частотный диапазон, чем предыдущий вид. Минусы: более высокая цена и требовательность к настройке (учитывается объем ящика, длина тоннеля и поперечное сечение).
Полосовой (Band-pass) – объединяет в себе конструктивные черты предыдущих моделей. Корпус такого сабвуфера разделен перегородкой на две части: одна – герметично закрытая, вторая – оснащена фазоинвертором. Полосовой сабвуфер выдает максимальную громкость и качественный звук в узкой полосе низких частот. Такой вариант заинтересует, прежде всего, ценителей мощного баса.
Пассивный излучатель – напоминает фазоинвенторный сабвуфер, но в отличие от него снабжен дополнительным диффузором. По характеристикам приближается к фазоинвенторной модели. В таком сабвуфере отсутствует шум воздуха в трубе резонатора. Пассивный излучатель нуждается в тонкой настройке и встречается редко.
Изобарический – состоит из двух динамиков. Такая конструкция обеспечивает большую громкость и лучшую чувствительность. Минусы: высокая стоимость и значительные габариты.
Free air – монтируется непосредственно на панель, способен звучать без специальной оболочки. Предел возможностей такого сабвуфера – не ниже 100 Гц. Встречается редко.
Некоторые сабвуферы предусматривают корпус, но продаются без него, чтобы пользователь мог выбирать, самостоятельно изготовить или заказать акустическое оформление. Это позволит установить НЧ-динамик под сиденье. Подобный вариант заинтересует «продвинутых» юзеров, точно подстраивающих звучание под свои требования.
Важно: мощность сабвуфера должна равняться выходной мощности усилителя низкой частоты, точнее, совокупности мощностей выходных каналов. Например, для мощности 50 Вт Х 4 приобретайте сабвуфер на 200 Вт. При этом речь идет именно о номинальной мощности.
Расположение элементов АС напрямую влияет на качество звучания музыки в салоне авто. При этом штатные места – далеко не самые лучшие. Например, для пищалок предусмотрены места в дверной обшивке, однако при таком варианте достигается незначительный стереоэффект.
Для достижения максимального эффекта коаксиальная акустика монтируется сзади (задняя полка, задние двери), а компонентная – впереди (торпедо, передние двери). Эта компоновка создает объемное звучание в салоне автомобиля.
Стандартная схема компоновки АС такова: маленькие твиттеры размещаются на торпедо, более крупные СЧ и НЧ-динамики – в передних дверях, сабвуфер – задняя полка или багажник авто. Впрочем, на заднюю полку устанавливают также СЧ и НЧ-динамики – в этом случае они и сабвуфер должны находиться на некотором расстоянии друг от друга.
Важно: практика показывает, что рядом установленные СЧ и НЧ-динамики искажают звучание. Оптимальным решением будет монтаж НЧ-динамиков под передней панелью или сиденьем. А вот лучшим местом для СЧ-динамиков считаются передние двери.
Для создания качественной акустики стоит использовать специальные подиумы (приставки), позволяющие установить габаритные динамики. Подиум не только прикрепляет динамик к поверхности, он улучшает или ухудшает (при неправильном подборе) звучание.
Важно: качество звучания определяется и правильностью установки элементов АС. Динамики должны быть надежно закреплены: сильная вибрация ухудшает характеристики звучания (особенно актуально для мидбаса). А вот менять штатные провода, соединяющие магнитолу и динамики, на позолоченные кабели не стоит: улучшение качества звука будет минимальным, а затраты – значительными.
Внешний кроссовер – делит входной сигнал на отдельные диапазоны частот (СЧ, НЧ, ВЧ). В бюджетных моделях используется кроссовер, который встраивается в корпус динамиков. В более дорогих устройствах он является внешним (отдельный блок). Этот вариант лучше разбивает и меньше искажает звук, а также позволяет тоньше подстроить звучание.
Существует два вида разъемов:
Позолоченные контакты на разъемах – устойчивы к окислению, характеризуются низким сопротивлением, надежно соединяют динамик с подключенными проводами.
Феррожидкостное охлаждение – отводит тепло от звуковой катушки, которое вырабатывается при работе АС на полной мощности и которое ускоряет износ динамика.
Защита от влаги – актуальна для машин с открытым типом кузова, катеров или яхт.
Бажаю здоров'я! Бажано для тупих як я щє і приклад : Магнітола 50вт динамік коаксіальний ном. 40вт макс.320вт буде звучати так собі або чудово або треба підсилювач такой потужності (це приклад ).
Доброго дня, що можете порадити встановити замість штатних в VW b7, мультимедіа RNS 510.
Вам краще звернутись в один зі спеціалізованих магазинів, представлених на нашому сайті. На жаль, ми не можем давати конкретні рекомендації щодо моделей.
Толкова стаття, тепер я розумію, що самому туди не варто лізти )
Дякуємо, що читаєте) Можливо, за допомогою нашої статті ви зможете купити нескладну акустичну систему до вашого авто.
Толковая статья. Спасибо. Даже я разобралась:))