Байдарка – однокорпусное судно, которое приводится в движение мышечной силой человека с помощью весел. Некоторые виды байдарок допускают установку паруса и даже мотора, но такое решение встречается нечасто.
Достоинства:
Недостатки:
Каяк – одноместная байдарка. Отличается быстрым ходом и хорошей маневренностью. Минусы: малая остойчивость, сложная транспортировка. Как и классическая байдарка, каяк не используется для длительных походов. Иногда встречаются модели с педальным приводом или электромотором. Каяками называют и каркасные байдарки.
Катамаран – судно, состоящее из двух параллельных друг другу корпусов, соединенных балками. В отличие от байдарки на катамаран можно установить мотор. Также приводится в движение мускульной силой экипажа посредством весел или педалей (велосипедный привод).
Достоинства:
Недостатки:
Сфера применения
Байдарка используется при сплаве по узким рекам и требует высокой управляемости. Для катания на таком судне нужны навыки и хорошая физическая подготовка экипажа. В то же время ощущения от такой прогулки будут ярче, чем от спокойной прогулки на катамаране (в том числе из-за непосредственного контакта с водой).
Катамаран применяется при сплаве по широким рекам, где не нужна высокая маневренность. Это судно идеально подходит для семейного отдыха и рыбалки. Прогулка на катамаране будет хорошим выбором и любителям водных прогулок с недостаточной физической подготовкой.
Sit-On-Top – посадка на судне (сверху). Достоинства: хорошая устойчивость, комфортность посадки. В такой каяк можно поместить большое количество багажа. Недостатки: большой вес, медленный ход, не защищает от брызг воды, ветра, дождя. Такое судно – хорошее решение для дайвинга и рыбалки.
Sit-In – посадка внутри судна. По сравнению с предыдущим вариантом такой каяк легче, быстрее ходит, отлично защищает гребца и груз от внешних факторов. Недостатки: ограниченный доступ к вещам в багажных отсеках во время похода, малый кокпит (место для гребца), нельзя кардинально менять положение тела. Подобное судно подойдет для путешествий в дневное время.
Каркасный – состоит из жесткого каркаса («кости»), водонепроницаемой тканевой оболочки («шкура») и «фартука», который не дает попасть воде в середину байдарки.
Достоинства: долговечность, высокие характеристики ходкости и пассажировместимости, низкая парусность (устойчивость на курсе при ветре).
Недостатки: высокая стоимость, большой вес, чувствительность к сильным, ударам сложная транспортировка и ремонт, неудобство сборки, низкая управляемость, громоздкость в разобранном виде.
Сфера применения: продолжительные походы (3 дня – несколько недель).
Важно: в каркасной байдарке зачастую перетирается оболочка в местах плотного соприкосновения с каркасом. Чтобы решить эту проблему, положите между «костями» и «шкурой» резину, ПВХ или специальные баллоны (поддувные борта).
Надувной – лишен жесткого каркаса, роль которого играют два или четыре баллона и надувное днище.
Достоинства: сравнительно низкая цена, простота ремонта и сборки (надувается насосом), непотопляемость, минимальный вес, высокая остойчивость и живучесть, компактность в спущенном состоянии, хорошая грузоподъемность.
Недостатки: малая пассажировместимость, сравнительно небольшая ходкость, неудобная посадка, недостаточная жесткость корпуса в месте нахождения гребца, высокая парусность (усложняет управление байдаркой при сильном ветре).
Сфера применения: короткие походы выходного дня. Оптимальный вариант для начинающих любителей водных прогулок.
Каркасно-надувной – состоит из каркаса, оболочки и двух баллонов вдоль бортов. Каркасно-надувная байдарка по сравнению с каркасной моделью в меньшей степени подвержена протиранию оболочки и имеет больший запас непотопляемости.
Достоинства: большая грузоподъемность, высокие характеристики плавучести. Такая байдарка легче каркасной, но тяжелее надувной. В остальном имеет все плюсы и минусы каркасной байдарки.
Сфера применения: длительные и короткие путешествия.
Жесткий – не имеет составных частей. Достоинства: высокая прочность, удобная посадка, отличная управляемость. Недостаток – нельзя разобрать байдарку, что сильно затрудняет транспортировку и хранение.
Живучесть и ремонтопригодность
Рекреационное (прогулочное) – одно- или двухместное судно, имеющее короткий, широкий корпус и большой кокпит. Достоинство – хорошая остойчивость, что важно для начинающих. Минус – низкая устойчивость на курсе. Используется для прогулок на спокойной воде в течение нескольких часов.
Для рыбалки – одноместное судно, обладающее высокой устойчивостью. Оснащается специальными приспособлениями для рыбной ловли.
Туристическое – одно- или двухместное судно. Отличается более длинным и узким корпусом, зачастую оснащается несколькими багажными отсеками. Многие модели позволяют установку выдвижного киля или рулевого управления. Оптимальное решение для одно- и двухдневных путешествий по спокойной воде и даже бушующему морскому побережью.
Морское, экспедиционное – имеет длинный корпус с заостренным и поднятым вверх носом и кормой. Имеет хорошую остойчивость, непотопляемость, управляемость. На некоторые морские каяки можно устанавливать рулевое управление, страховочный шнур, обвязку палубы, компас (GPS-навигатор). Применяется для путешествий по морю, океану, водохранилищу или широкой реке.
Экстремальное – характеризуется корпусом небольшого размера с острым, закругленным или плоским носом, поднятым вверх и короткой кормой. Используется для походов по горным рекам с очень крутыми порогами.
Для серфинга – комбинация каяка и доски. Имеет короткий корпус с плоским днищем и плоским же носом, загнутым вверх. На такой каяк зачастую устанавливаются плавники, которые повышают управляемость.
Также встречаются судна для слалома, которые используются профессиональными спортсменами.
Материал каркаса
Структура каркаса
Материал оболочки
Оболочка выполняется из лавсана, который пропитан поливинилхлоридом (ПВХ). Также встречаются «шкуры» из тканей «оксфорд», «кордура». Надувные байдарки изготавливаются из ПВХ.
Парусный – надувной катамаран, который приводится в движение силой ветра. Достоинства: компактность в спущенном состоянии, быстроходность, сравнительно небольшая цена. На парусные модели зачастую устанавливают мотор. Хороший вариант для походов по озеру, водохранилищу, большой реке. Такая модель не подойдет для продолжительных путешествий.
Плесовый, экспедиционный – состоит из двух баллонов и рамы (иногда палубы). Достоинства: вместительность, простая конструкция. Подобный катамаран не годится для экстремальных походов, но зато идеально подойдет для длительного катания с рыбной ловлей и купаниями.
Прогулочный – характеризуется жесткой и тяжелой неразборной конструкцией, снабжен педалями. Эта модель не позволяет поместить багаж. Используется для прогулок по водоемам в парках отдыха.
Спортивно-туристический – имеет прочную конструкцию и сбалансированные параметры устойчивости и маневренности. Предназначен для туристических походов с экстрим-элементами.
Спортивный – отличается малым весом и хорошей маневренностью. Применяется для спортивных состязаний (слалом). Из-за небольшой грузоподъемности не подходит для длительных путешествий.
Моторный – дает большую скорость, не зависит от силы ветра, избавляет от необходимости работать веслами. На моторный катамаран можно установить двигатель мощностью 15-120 л. с.
ПВХ – сравнительно дешевый, дает хорошую скорость, но недостаточно прочен. Такой катамаран имеет хорошие параметры непотопляемости: судно при повреждении одной надувной камеры будут держать на плаву оставшиеся камеры. На катамаран из ПВХ допускается установка мотора мощностью до 50 л. с.
Пластик – гораздо прочнее ПВХ, но и дороже. При получении пробоины пластиковый катамаран, не оснащенный блоками плавучести, утонет. На пластиковый катамаран можно ставить двигатель мощностью до 80 л. с.
Пассажировместимость (обитаемость) – количество человек, которые могут разместиться в судне без критического снижения его характеристик. В зависимости от модели у байдарок этот параметр составляет 1-4 пассажира, у катамарана – 2-12 человек. Чем больше вместимость, тем тяжелее судно.
Пассажировместимость надувных байдарок ниже, чем у каркасных моделей из-за баллонов и надувного дна. А вот каркасно-надувные судна с их каркасом и баллонами по этому параметру уступают и «каркасникам», и «надувнушкам».
Ходкость – способность судна поддерживать маневренность и скорость хода на определенном курсе относительно ветра и морского волнения. Этот параметр находится в зависимости от сопротивления воды и характеристик «двигателя» байдарки (хорошая техника гребли, надлежащий уровень физической подготовки экипажа, качественные весла).
Самая ходкая байдарка имеет максимально возможную длину, плавный подъем днища к корме, причем поверхность днища должна быть гладкой, без больших заплат. Подобное судно отличается острыми ватерлиниями на носу (ватерлиния – линия пересечения корпуса судна с водой).
Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву при повреждении корпуса или заливании. Каркасные байдарки быстро тонут, а вот надувные модели остаются на плаву и при полном затоплении. По сравнению с каркасными моделями каркасно-надувные судна лучше держатся на плаву, но хуже, чем надувные.
Управляемость – способность судна менять при необходимости свой курс. Главные характеристики управляемости – поворотливость и устойчивость на курсе, причем одно противоречит другому.
Короткая байдарка с подъемом линии киля и оконечностями, лишенная выраженных штевней обладает хорошей поворотливостью, но плохой устойчивостью на курсе. А вот длинная байдарка с прямой линией киля, имеющая выраженные штевни отлично стоит на курсе, но хуже поворачивается.
Остойчивость – способность судна сохранять равновесие под воздействием внешних сил и возвращаться к этому состоянию после окончания их действия. Этот параметр зависит от ширины и длины байдарки, а также формы ее подводной части.
Самая остойчивая байдарка имеет короткий и широкий корпус, тупой нос и корму. При этом пассажиры и груз находятся на дне.
Скорость
Грузоподъемность
Время и удобство сборки
Вес
Тележка – упрощает транспортировку байдарки (каяка) непосредственно к месту спуска на воду. Если местность пересеченная, то лучше использовать широкую телегу с большими колесами.
Сидения – обеспечивают комфортное пребывание в байдарке (каяке).
Фартук (юбка) – защищает гребца от попадания воды и переохлаждения. Устанавливается на кокпит байдарки (каяка) с посадкой Sit-In. Выполняется из двух материалов.
Гермомешок – сохраняет предметы сухими во время похода.
Парус – приводит в движение судно посредством силы ветра. Избавляет от необходимости грести веслами.
Фиксаторы снаряжения – служат для организации пространства на судне и надежного крепления оборудования.
Также не забудьте о веслах и экипировке: спасательном жилете, неопреновых носках и каске (особенно при катании на бурной воде и выходе в море).