Внешний багажник (боксы, крепления) – предназначен для перевозок грузов нестандартной формы и размеров, которые не помещаются во внутренний багажник (в том числе велосипеды, лыжи, сноуборды, стройматериалы, дачная мебель).
Внешний багажник существенно расширяет грузовместимость автомобиля. При этом освобождается салон, равномерно распределяется нагрузка на автомобиль, повышается уровень безопасности, улучшается обзор (если установлен на крыше). В таком багажнике удобно перевозить крупногабаритные предметы, способные повредить или испачкать интерьер салона, например, велосипед.
Выделяют несколько категорий внешних багажников:
Штатный – разработан для конкретной марки авто или модельной линейки и идеально им подойдет. Штатные модели труднее найти, да и производятся они не для всех марок.
Важно: выбирая штатный багажник, убедитесь в его совместимости с конкретной моделью автомобиля.
Универсальный – теоретически подходит к любому автомобилю. Тем не менее, желательно уточнить совместимость багажника с конкретной маркой и моделью.
Багажная корзина (решетчатый багажник) – открытая площадка с низкими бортами, состоящая из нескольких реек. На таком багажнике помещается предметы практически любого размера и формы.
Багажная корзина не защищает груз от непогоды и воров, а также увеличивает расход топлива и издает шум на высокой скорости (из-за низких аэродинамических качеств). Кроме того, багаж следует закреплять, чтобы он не вывалился при движении автомобиля.
Жесткий багажный бокс (аэробокс) – закрытый пластиковый контейнер обтекаемой формы. Конструкция бокса защищает багаж от непогоды и воров, предотвращает его выпадение. Благодаря высокой аэродинамике такой бокс снижает уровень шума и потребление горючего. В то же время из-за ограничений по размеру, форме и весу груза аэробокс проигрывает в универсальности открытому багажнику. Да и цена бокса выше.
Мягкий багажный бокс – промежуточный вариант между предыдущими моделями. У закрытого тканевого бокса меньше ограничений по форме груза, при этом он оберегает багаж от непогоды. Такой бокс компактнее и легче аэробокса. По аэродинамическим качествам, защите от дождя, снега и воров такое решение уступает жесткому боксу, а по универсальности – открытому багажнику.
Крепления для велосипедов – позволяет транспортировать велосипеды в собранном виде. Крепления располагают либо на крыше (водосток, рейлинги, поперечины), либо сзади автомобиля (запасное колесо, задняя дверь, фаркоп). Крепления выполняются в виде профиля для фиксации колес (на крышу) или стойки, на которую подвешивается велосипед.
Крепления для лыж / сноубордов – выполняются в виде профилей, фиксирующих лыжи / сноуборды. Крепления обычно устанавливают на крыше авто или запасное колесо внедорожника.
Важно: чтобы избежать повреждения поверхности лыж, резиновые вставки креплений должны быть мягкими и устойчивыми к низким температурам.
Крепления для лодок – две подставки под борт либо днище лодки, которые размещаются на крыше.
Важно: для перевозки различных видов лодок требуются специальные насадки (для каноэ, байдарок, каяков, серфбордов, виндсерфов). Чтобы надежно зафиксировать весла или мачты без соответствующей насадки также не обойтись.
Встречаются и такие виды багажников.
Широкие и короткие боксы используются для транспортировки различных грузов (в том числе палатки, запасного колеса, надувной лодки). Узкие и длинные боксы предназначены для перевозки сноубордов, лыж, рыболовного и туристического инвентаря. Такие багажники улучшают аэродинамику автомобиля (снижается шум и расход топлива).
Важно: по возможности выбирайте самые обтекаемые боксы.
Поперечины – рейки, которые расположены поперек крыши. Багажники с таким креплением наиболее универсальны – совместимы с любой моделью автомобиля. Стоит знать, что поперечины монтируются на водостоки, рейлинги, дверной проем.
Рейлинги – рейки, которые размещаются вдоль крыши (по краям). Обычно рейлинги устанавливаются на машины в заводских условиях и являются несъемными. Чтобы не ошибиться с выбором бокса, убедитесь в его совместимости с автомобилем.
Водостоки – углубления для отвода воды, попадающей на крышу (располагаются по краям). Подобный вариант подойдет далеко не ко всякому автомобилю.
Дверной проем – оптимальное решение для авто без водостоков или рейлингов (гладкая крыша). И хотя такое крепление завоевало широкую популярность, стоит убедиться в совместимости с машиной.
Задняя дверь – предназначена для внедорожников и автомобилей с кузовом универсал и хэтчбек. Отличный вариант для перевозки велосипедов.
Запасное колесо – используется во внедорожниках для транспортировки велосипедов.
Важно: выбирая крепления для велосипеда с установкой на заднюю дверь, учитывайте его конструкцию (складной, модель с жесткой рамой), количество велосипедов. Также убедитесь, что велосипед не закрывает задние фары.
Фаркоп – применяется для велосипедных креплений. По сравнению с креплениями на заднюю дверь или колесо – это более универсальное решение, так как фаркоп имеет стандартный размер.
Алюминий – прочный, стойкий к коррозии и легкий материал. Отличное решение для багажника, но стоит дорого.
Сталь – прочный и дешевый материал, однако тяжелее алюминия. Стальной багажник издает шум во время движения на большой скорости.
Пластик – стойкий к коррозии, дешевый, легкий материал. В то же время пластик менее надежен, чем металл (на высокой скорости такой багажник вибрирует). Поэтому он не подходит для изготовления поперечин и багажных корзин.
Пластик бывает двух видов:
Стекловолокно – прочный и упругий, но дорогой материал. Багажники из стекловолокна относятся к товарам класса «премиум».
Ткань – применяется для изготовления мягких боксов.
Этот параметр означает предельно допустимый вес груза, на который рассчитан багажник. У большинства моделей грузоподъемность составляет 50-60 кг, некоторые багажники выдерживают 80 кг и даже 100 кг. Разумеется, чем выше грузоподъемность багажники, тем крепче должна быть крыша автомобиля, на которую он монтируется.
При выборе багажника обязательно учитывайте разрешенную грузоподъемность автомобиля, указанную производителем транспортного средства.
Заявленная грузоподъемность зачастую отличается от фактической, поскольку багажник проектируется под ровную дорогу. Если авто движется по бездорожью, то нагрузка на конструкцию возрастает даже при «нормальном» весе багажа. Выбирайте изделие с запасом по весу.
Стоит знать, что фактическая грузоподъемность (полезная нагрузка) – это разница между максимальной нагрузкой на крышу и весом багажной корзины или бокса. С возрастанием грузоподъемности багажника увеличивается его вес, следовательно, уменьшается его фактическая грузоподъемность.
При максимальной нагрузке на крышу в 80 кг и 20-килограмовым багажным боксом допускается вес груза в 60 кг. Если вес багажника составляет 30 кг, то полезная нагрузка сократится до 50 кг.
При выборе багажника, учитывайте, что поперечники должны выдерживать суммарный вес груза и багажника.
Важно: нельзя превышать указанную грузоподъемность даже если изделие «выдерживает» излишний вес – конструкция может сломаться в любое время.
С помощью этого показателя измеряется свободное пространство внутри бокса (для решетчатых багажников объем не актуален).
Встречаются боксы следующего объема:
Чем объемнее бокс, тем лучше – в него уместится больше вещей. В то же время с возрастанием объема увеличивается толщина бокса и снижается его аэродинамика.
Важно: выбирайте бокс с учетом геометрических пределов крыши авто. Багажник не должен выходить за периметр крыши, особенно, если речь идет о маленькой машине. Разрешается свисание багажника над лобовым стеклом на 20-30 см.
От этого параметра зависит удобство доступа к содержимому бокса: при правильном выборе модели водителю или пассажиру не придется обходить автомобиль, чтобы достать нужный груз из багажника.
Варианты открытия бокса:
Цельная – монолитная конструкция, которая не позволяет разложить или разобрать багажник. В результате такие модели громоздкие и неудобные в хранении. Зато по прочности цельные багажники превосходят раскладные и разборные аналоги.
Раскладная – конструкция состоит из деталей, подвижно соединенных друг с другом. Такая конструкция выигрывают в компактности у цельной, но уступает разборной. Раскладные модели проще в использовании, нежели разборные, к тому же в них исключен риск потери элемента.
Разборная – конструкция разбирается на отдельные детали. Подобные модели компактны и удобны в хранении (элементы могут находиться в разных местах). Между тем, собирать и разбирать конструкцию тяжелее, чем складывать и раскладывать. Недостатком является и риск утери отдельной детали.
Максимальное число велосипедов, пар лыж или сноубордов, которое допускается перевозить в специальном креплении. Чем больше предметов можно перевозить, тем сложнее конструкция крепления и выше его стоимость.
Велосипеды – максимальное количество зависит от установки крепления: на крышу (1-2), сзади (3-4).
Лыжи – большинство багажников рассчитано на 4-8 пар. Иногда встречаются модели, рассчитанные на 10 пар лыж.
Сноуборды – обычно багажники способны перевозить 1-4 сноуборда. Существуют модели, в которые поместятся 6 штук.
Важно: обратите внимание и на тип крепежа велосипеда к багажнику. Велосипед крепится либо за колесо и раму, либо только за раму. Первый вариант надежнее и дороже, второй – проще.
Прямоугольные – самые дешевые и универсальные поперечины, но из-за плохой аэродинамики повышают уровень шума и расход топлива. Такие перекладины совместимы с любыми боксами и типами креплений.
Аэродинамические (овальные) – благодаря обтекаемой форме снижают уровень шума и потребление горючего, но дорого стоят. Такие поперечины подойдут не для всех боксов – некоторые модели нуждаются в специальных переходниках.
«Крыло» – усовершенствованная версия аэродинамического профиля. Эти поперечины считаются наименее шумными, но, как и в предыдущем случае, совместимы не со всеми боксами (при необходимости покупаются переходники)
Длина – помогает оценить совместимость поперечины с крышей авто. Стоит учесть, что место для установки багажника меньше, чем длина рейки.
Высота лапы (подставки поперечника) – составляет обычно 15-20 см. Большая высота нежелательна, поскольку отрицательно влияет на устойчивость авто и аэродинамику багажника.
Регулировка высоты установки – дает возможность подогнать поперечины к разным автомобилям. Поперечины с такой опцией встречаются редко.
Крепления – бывают двух видов.
Размеры – определяют вместимость багажника и влияют на аэродинамические свойства изделия. Например, с увеличением ширины или высоты бокса возрастает расход горючего.
Вес – чем меньше вес самого багажника, тем меньше постоянная нагрузка на крышу и ниже расход топлива. В то же время легкая конструкция часто непрочная.
Замок – защищает содержимое багажника от краж.
Важно: чтобы избежать неприятных ситуаций в пути, надежно закрепляйте багажник на поперечинах и равномерно распределяйте вес груза по всему боксу. При езде с навесным багажом скорость движения не должна превышать 130 км/ч. Кроме того, боксы длиной свыше 180 см на маленьких машинах снижают аэродинамические качества и затрудняют передвижение.