Детское автокресло повышает комфорт пребывания ребенка в машине, упрощает поездку для родителей и водителя, а самое главное – является основным способом защиты при ДТП. В некоторых странах автокресло является обязательным условием перевозки детей.
0 (до 9 месяцев, до 10 кг) – рассчитано на детей, не умеющих сидеть, и выглядит как люлька. В нем ребенок размещается в положении «лежа» или почти «лежа». Кресло имеет внутренние ремни безопасности. Срок службы составляет не более полугода, так как малыш из него вырастает. К тому же, такое автокресло самое не безопасное при аварии. Лучше приобрести сразу кресло 0 +.
0+ (до 15-18 месяцев, до 13 кг) – более совершенный вариант, который может также использоваться в качестве стульчика для кормления, переноски или качалки. В автокресле ребенок находится в положении «полулежа». Оно оборудовано внутренними ремнями безопасности и крепится при помощи системы «Isofix» или обычными автомобильными ремнями.
1 (1-4.5 года, 9-18 кг) – в кресле ребенок располагается сидя, но ряд моделей имеют функцию наклона спинки, чтобы ребенок мог спать или отдыхать в дороге. Оснащено внутренними ремнями безопасности и крепится посредством системы «Isofix» или обычными автомобильными ремнями.
2 (3.5-7 лет, 15-25 кг) – состоит из спинки и сиденья, не имеет внутренних ремней безопасности. Малыш пристегивается обычным автомобильным ремнем. В автокресле подголовник регулируется по высоте исходя из роста ребенка, а некоторые модели имеют плечевую защиту. Встречается редко, так как большинство моделей для детей этого возраста и веса относятся к более универсальному варианту 2/3.
3 (от 6 лет, 22-36 кг) – сиденье без спинки (бустер). Предназначено для ребенка, рост которого уже не позволяет пользоваться обычным автокреслом. Обеспечивает высокую посадку ребенка на сидении автомобиля для надежной фиксации ремнем безопасности. Такое кресло можно получить, отсоединив спинку у модели 2/3. Автокресло используется до момента, когда рост ребенка превысит 150 см.
Универсальное – автокресло комбинированных возрастных и весовых групп. Встречается в следующих видах:
Важно: практически любое автокресло можно выбрать без примерки, достаточно знать вес и возраст малыша. Но только примерка «вживую» позволит убедиться в его комфортности и безопасности.
Например, таким образом можно оценить насколько правильно анатомическая подушка или подголовник поддерживают голову ребенка. Иногда даже при наличии боковых стенок, голова ребенка может «падать» вниз во время сна. На этот вопрос можно ответить лишь «примерив» автокресло.
Когда ребенок подрастет, желательно также выбирать автокресло вместе с ним. Если оно понравится ребенку, то он будет ездить в кресле с удовольствием.
Isofix – применяется в автокреслах, предназначенных для детей весом до 18 кг (0+ и 1). Встречается в европейских, японских, корейских автомобилях. Автокресло крепится в двух точках задней нижней части, в более современных моделях предусмотрено крепление сверху и специальный упор в пол. Достоинства: простая и быстрая установка. Исключена возможность неправильной фиксации автокресла.
Isofit – отличается от предыдущей системы тем, что применяется в автокреслах для старших детей (группа 2 и 3). Если в «Isofix» фиксация малыша осуществляется с помощью 5-точечного ремня, то в «Isofit» ребенок фиксируется посредством 3-точечного ремня. Автокресло крепится аналогично системе «Isofix».
Latch – американский аналог «Isofix». Автокресло крепится в трех точках – две расположены в нижней части, а одна – в верхней. Два нижних крепления могут быть, как жесткими, так и мягкими, а вот верхний («якорный») ремень – всегда мягкий. Достоинства те же, что и в системе «Isofix».
Важно: эти системы крепления требуют наличия в авто специальных скоб, на которые фиксируется автокресло. «Isofix» и «Latch» при отсутствии «ответной» системы в автомобиле, допускают возможность крепления обычным автомобильным ремнем безопасности. Таким образом, приобретение дорогостоящих автокресел с системами «Isofix» и «Latch» не всегда целесообразно.
Ремни подразделяются на две категории.
Внешние – ремни в сиденьях автомобиля или самолета, с помощью которых фиксируется автокресло. Как правило, автокресла закрепляются обычными 3-х точечными ремнями. Встречаются модели, рассчитанные на 2-х и 3-х точечные ремни.
Внутренние – собственные ремни автокресла, посредством которых в нем фиксируется ребенок. Такими ремнями оснащаются все автокресла, кроме групп 2, 2/3 и 3. Они предусматривают пристегивание ребенка (и самого автокресла) обычным автомобильным ремнем.
Внутренние ремни бывают следующих видов:
Важно: центральный замок внутренних ремней безопасности должен иметь специальную систему (жесткий фиксатор), которая не позволит ребенку его самостоятельно расстегнуть.
Бампер – жесткая конструкция, находящаяся поперек кресла и обитая мягким материалом для комфорта малыша. Это приспособление надежно фиксирует туловище ребенка, оставляя свободными руки, ноги и голову. Бампер не требует внутренних ремней и отстегивается при высадке и посадке ребенка. Это самое безопасное крепление при аварии. Кроме того, бампер можно использовать как игровой столик.
Против хода движения – так устанавливаются автокресла 0 и 0+, предназначенные для самых маленьких детей. Малыши имеют очень слабые шейные мышцы, не способные удержать голову при достаточно сильном лобовом ударе. Такой удар при расположении автокресла по ходу движения автомобиля может привести к тяжелым повреждениям шейного отдела позвоночника вплоть до летального исхода.
По ходу движения – таким способом устанавливаются автокресла, рассчитанные на более взрослых детей, начиная с 1 группы и выше.
Боком – подобным образом устанавливаются некоторые автокресла группы 0, имеющие вид люльки. Эти модели практически невозможно установить в автомобиле другим способом.
Важно: против хода движения – самый безопасный для ребенка способ установки автокресла, так как его каркас поглощает удар при лобовом столкновении в момент аварии. Следует отметить, что в Швеции ребенок должен ездить против хода движения до 2 лет, а в Германии – до 9 месяцев. При этом детская смертность из-за аварий в Германии намного выше, чем в Швеции.
Недостатком такого способа установки является отсутствие обзорной панорамы для малыша, из-за этого ему будет скучно и он начнет капризничать. К тому же, ребенка, сидящего «задом наперед» трудно контролировать, так как он находится вне поля зрения водителя. Не исключен риск забывания родителем малыша в автомобиле, что может привести к тяжелым последствиям.
Наклон спинки – как правило, предусмотрен в группах 2 и 2/3. Следует отметить, что спинка в моделях 0 и 0+ имеет только одно положение (лежа или полулежа), а в группах 1, 0/1, 1/2 наклоняется не спинка, а все кресло относительно статичного основания.
Высота ремней – позволяет менять высоту внутренних ремней автокресла. Поскольку ребенок постоянно растет, необходимость в такой регулировке очевидна. Как правило, у ремней есть 2 или 3 фиксированных положения, однако можно встретить автокресла и с плавным изменением высоты крепления ремня.
Высота подголовника – позволяет менять высоту подголовника автокресла. Необходимость в такой регулировке, как и в предыдущем случае, связана с ростом ребенка. Согласно требованиям безопасности, голова ребенка должна возвышаться над подголовником не более чем на треть.
Поворотная система – основание, относительно которого вращается автокресло. Эта функция позволяет поворачивать кресло в направлении, удобном для посадки и высадки ребенка (например, лицом к двери). К тому же, поворотная система существенно снижает риск неправильной установки автокресла из-за тесноты в салоне. Автокресло фиксируется автоматически.
Горизонтальное положение спинки – имеют автокресла группы 0 и 0+, предназначенные для самых маленьких детей. Это наилучшее для них положение, так как исключается лишняя нагрузка на слабый позвоночник. Ребенок из таких кресел быстро вырастает.
Регулировка ширины спинки – позволяет менять ширину спинки, тем самым подстраиваясь под комплекцию ребенка.
Минимальный и максимальный рост ребенка, при котором можно использовать автокресло. Минимальный рост составляет 48 см, максимальный (в моделях группы 2/3 и 3) – 150 см.
Если ребенок слишком мал для автокресла, то ему будет неудобно в нем находиться, а внутренние ремни безопасности не обеспечат его надежную фиксацию, что может привести к травме при аварии. Если же ребенок слишком велик, то его голова будет возвышаться над креслом более чем на треть, что запрещено по правилам безопасности.
Автокресло должно соответствовать европейскому стандарту ECE R44/04 (действует с 2009 года). Некоторые правила из этого стандарта:
Ручка для переноски – одна большая ручка (у автокресел группы 0 и 0+) с помощью которой можно переносить ребенка в кресле или две небольшие ручки (у других групп) для переноски самого кресла. Ручка у автокресел 0 и 0+ имеют, как правило, 2-4 положения. Это дает возможность, например, использовать автокресло как качалку (верхнее положение ручки) или наоборот не давать ему раскачиваться (ручка откинута за спинку автокресла).
Подставка для ног – позволяет ножкам малыша отдыхать во время поездки. К тому же, она предотвращает загрязнение салона, поскольку ребенок, опираясь на такую подставку, не будет болтать ножками.
Козырек от солнца – защищает ребенка от яркого солнечного света. Обычно изготавливается из пластика.
Накидка на ноги – прикрывает нижнюю часть тела и ножки малыша. Встречается в автокреслах группы 0.
Фиксатор натяжения штатного ремня – специальные зажимы в корпусе автокресла, фиксирующие автомобильный ремень безопасности. При аварии они удерживают кресло от большого смещения вперед.
Система упора в пол – своеобразная «палка», находящаяся между основанием автокресла и полом автомобиля. Придает фиксации кресла дополнительную жесткость и надежность. В основном встречается в системе «Isofix».
Отделение (карман) для вещей – служит для хранения мелких предметов (например, подгузников или влажных салфеток).
Анатомическая подушка – подушка-вкладыш у автокресел группы 0 и 0+, закрепленная в верхней части, поддерживающая голову новорожденного малыша в правильном положении. Подушка обязательна для таких деток, поскольку они еще не могут самостоятельно держать голову. У других групп функцию анатомической подушки выполняет регулируемый мягкий подголовник, фиксирующий голову по бокам и сзади.
Подстаканник – поддерживает бутылочку с детским питанием или напитком. Делает кормление ребенка удобным. Как правило, подстаканник является съемным.
Мягкие накладки на внутренние ремни – снижают трение, тем самым обеспечивая комфорт ребенку, пристегнутому ремнями безопасности.
Возможность использования в самолете – предусмотрена у некоторых автокресел. Как правило, они закрепляются обычными двухточечными ремнями самолета.
Возможность установки на шасси коляски – предусмотрена в основном у автокресел группы 0 и 0+. В некоторых случаях возможна установка непосредственно в коляску с помощью специального переходника (в транспортных системах).
Защита от боковых ударов – обеспечивает более высокий уровень защиты плечевого пояса и головы малыша от боковых ударов.
Округлое качающееся основание – в основном встречается в автокреслах группы 0 и 0+, что позволяет их использовать в качестве «кресла-качалки» для ребенка.
Съемная спинка – расширяет функциональность кресла, превращая его в бустер (группа 3).
Съемное пластиковое основание – встречается в автокреслах группы 1 или 0/1 с системой крепления «Isofix». Такие кресла состоят из двух частей – самого автокресла и пластикового основания. Достоинство – упрощает установку кресла, так как база крепления является постоянной.
Съемные внутренние ремни – встречаются в универсальных креслах (группы 0/1/2, 1/2,1/2/3). Пока малыш небольшой, применяются как внутренние, так и внешние ремни. Когда же он подрастет – только внешние.
Съемный чехол – очень важная и полезная функция, так как время от времени чехол загрязняется и его надо стирать. Особенно пригодится, если ребенок кушает в автокресле.
Ни в коем случае не стоит покупать безымянное автокресло для ребенка. Даже если воспользоваться им предстоит непродолжительное время. Неизвестные марки (ноунейм) совершенно не повышают безопасность ребенка в автомобиле, а иногда, могут даже навредить здоровью малыша.
Условно всех производителей автокресел можно разделить на две группы: известные и не очень. Первую группу составляют ABC Design, Bebe confort, CAM, Chicco, Concord, Cybex, Graco, Heyner, Inglesina, Jane, Kiddy, Maxi-Cosi, Nania, Peg-Perego, Recaro, Romer. Это те марки, модели которых можно всегда найти в таблицах краш-тестов различных организаций. Следует помнить, что популярный бренд не обеспечит безопасность ребенка на 100%, однако он гарантирует довольно высокое качество сборки, материалов и конструкции автокресла. Например, ткани используются "дышащие", максимально износостойкие, с которых легко отстирываются пятна. Обычно в хороших креслах высота спинки, солнцезащитные козырьки и даже подставки для ног ребенка продуманы для максимального комфорта. Перед покупкой конкретной модели обязательно изучите новые (а также прошлых лет) таблицы краш-тестов независимых организаций, например, ADAC (всеобщий немецкий автомобильный клуб). Выбирайте именно те кресла, которые получили максимально высокие оценки.
Группу менее известных производителей составляют бренды Adamex, Bambi, Bellelli, Bertoni, Baby Design, EasyGo, Geoby, Lonex, Neonato, ROAN, Silver Cross, Teutonia. По исполнению их автокресла вполне могут не уступать предыдущей группе марок, однако особого распространения они не получили тем не менее.
Детское автокресло – не тот товар, на котором стоит экономить, потому что от него зависит безопасность вашего ребенка.
Автокресло это действительно нужная вещь, и его нужно покупать не только чтоб полиция не оштрафовала. Мы с самого рождения ездим в автокресле, сейчас у нас уж группа 2-3, Maxi-Cosi Kore Pro мы взяли себе. Это лучшее из всего что у нас было. Кресло качественное, удобное, ребенку нравится в нем сидеть.
Согласна с вами, авто кресло обязательно. Мы купили уже авто кресло категории 6+.
отличный выбор :)
Без сомнений авто кресло незаменимая вещь.
Мы тоже думали, покупать кресло в машину для ребенка или нет, но прочитав статью на эту тему, поняла, что это необходимо и наиболее безопасно.