Колесный диск – металлическая кольцевая деталь, которая наряду с резиновой шиной является составной частью автомобильного колеса.
Штампованные стальные – дешевые, прочные, легко ремонтируются, но подвержены коррозии и достаточно тяжелые, что ухудшает плавность хода и управляемость авто, увеличивает расход горючего, а также приводит к быстрому износу подвески. Для некоторых водителей недостатком может быть и простой внешний вид дисков.
Штампованные диски отлично подойдут для езды за городом и движения по некачественным дорогам. Они станут оптимальным решением и при ограниченном бюджете. Штампованные диски рекомендуются для неопытных автомобилистов.
Легкосплавные (алюминий, магний, титан) – гораздо легче штампованных дисков, что повышает комфорт при движении, улучшает управляемость машиной, снижает расход топлива и положительно сказывается на сроке эксплуатации подвески.
Легкосплавные диски хорошо охлаждают тормозной механизм авто из-за наличия крупных отверстий между спицами. Кроме того, подобные изделия отличаются эффектным внешним видом и разнообразны по дизайнерскому исполнению. Минус – более высокая стоимость. Цена легкосплавных дисков зависит от материала.
Особенности материалов колесного диска:
Виды легкосплавных дисков.
Литые – изготавливаются путем обычной отливки. Такие диски являются самыми дешевыми из легкосплавных аналогов. В то же время они недостаточно прочные, плохо переносят серьезные нагрузки (при сильном ударе раскалываются) и не восстанавливаются. При частом движении по дорогам низкого качества на литых дисках образуются микротрещины.
Кованые – производятся с помощью отливки под давлением. В результате диски получаются более прочными и легкими. При очень сильном ударе такие диски гнутся, а не разрушаются. К преимуществам кованых дисков относится и высокая коррозионная стойкость. Недостатки: высокая цена и ограниченный модельный ряд.
Катанные – изготавливаются путем отливки с раскатыванием обода. По прочности и стоимости занимают промежуточное положение между литыми и коваными моделями.
Сборные (составные) – собираются из трех частей, которые соединяются у обода посредством болтового крепления. С эксплуатационной точки зрения эти диски не имеют преимуществ перед цельнолитыми аналогами, но отличаются эффектным внешним видом.
Литые диски подойдут опытным водителям, которые предпочитают ездить на высоких скоростях. Но лучше всего приобрести кованые диски – они практически «вечные» и с лихвой окупят заплаченную цену.
Пример маркировки колесного диска: 6.5Jx15 H2 5x100 ET45 d54.1.
Расшифровка:
Встречается и другой вариант маркировки: W5 R13 PCD4x98 ET40 DIA58.6.
Расшифровка:
Другие обозначения:
Выбирая колесный диск по диаметру (R) и ширине (W) обода необходимо следовать рекомендациям производителя авто и значительные отклонения от этих параметров недопустимы. Возможные отклонения по ширине: 0.5-1.0 дюйм (для дисков до 14 дюймов), 1.0-1.5 дюйма (для дисков от 15 дюймов).
Слишком широкий диск нуждается в шине соответствующего размера (не исключено трение о колесную арку), а излишне узкий диск с такой же резиной ухудшит ходовые и тормозные качества автомобиля.
Важно: ширина обода подбирают с таким расчетом, чтобы она на 25-30% была меньше ширины профиля шины. Например, под шину 180/80 R 15 89 H ширина обода колесного диска вычисляется таким образом: вначале 180 мм – ширина профиля шины – переводится в дюймы (для этого разделите 180 на 25.4). Затем от полученного числа вычтите 25-30% и округлите. Результат – ширина обода колесного диска составляет 5 дюймов.
Существуют диски с диаметром 10; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21 и 22 дюйма. Чаще всего встречаются модели на 13; 14; 15; 16 дюймов.
Некоторые автолюбители устанавливают диски большего диаметра, чем это рекомендуется производителем. Чем больше диаметр диска, тем ниже профиль шины.
Увеличение диаметра благоприятно влияет на управляемость, повышает курсовую устойчивость и коэффициент сцепления шины с дорогой, придает стильный вид машине, а также уменьшает вес колеса. В то же время больший диаметр диска ухудшает проходимость, снижает комфортабельность езды и повышает риск повреждения диска. Такое решение оправданно только для качественного дорожного покрытия.
При очень большом диаметре диск не впишется в колесную арку, при очень маленьком – не подойдет к посадочному месту.
Диаметр центрального отверстия (DIA) – размер отверстия в центре диска, которое служит для монтажа колеса на ступицу. Для надежной установки этот параметр должен быть не меньше размера ступицы (при превышении воспользуйтесь переходными кольцами). Если же DIA меньше размера ступицы, то такой диск будет невозможно установить.
Диаметр расположения отверстий (PCD) – диаметр воображаемой окружности, на которой находятся крепежные отверстия колесного диска. Стоит знать, что в некоторых дисках присутствует два комплекта таких отверстий, имеющие разный диаметр.
При установке колесных дисков на автомобиль отклонения от рекомендованного значения PCD не допускаются, в противном случае при езде такое колесо будет «бить», а крепежные болты – откручиваться от ступиц.
Важно: PCD не всегда легко обнаружить, а в некоторых дисках этот параметр и вовсе не указан. Чтобы измерить диаметр расположения отверстий, необходимо знать количество отверстий и расстояние между центрами дальних гаек и болтов.
Количество крепежных отверстий (под гайки или болты) – этот параметр для ступицы и колесного диска должен быть одинаковым, так как в противном случае его надежная установка будет невозможна. Чаще всего таких отверстий насчитывается от 3 до 9. При выборе диска по этому параметру следуйте рекомендациям производителя транспортного средства.
Вылет или вынос диска (ET) – дистанция между двумя воображаемыми плоскостями: симметрии обода и крепежной (привалочной).
Выбирая диск по этому параметру, также следуйте рекомендациям изготовителя. Отклонения даже на миллиметр не допускаются: при уменьшении вылета значительно повышается нагрузка на ступицы, подшипники, подвеску, что влечет за собой их преждевременный выход из строя, при увеличении – диск упрется в детали тормозного механизма.
Для некоторых водителей уменьшение вылета имеет преимущества: улучшение управляемости и придание авто стильного вида (из-за выступающих колес из арки).
Вылет бывает:
Важно: вылет диска можно рассчитать по формуле: ET=a – b/2, где
Информация о допустимом диаметре расположения отверстий и вылете для конкретной модели авто содержится в сервисной книжке авто и каталогах применяемости разных производителей дисков. Несоблюдение этих рекомендаций сокращает срок службы подвески, ухудшает ходовые характеристики и самое главное – резко повышает риск аварии.
X-фактор – дистанция между задней стороной диска и крепежной плоскостью. Этот параметр указывает на совместимость диска с деталями тормозного механизма. Диск с большим значением x-фактора подойдет для авто, в котором суппорт значительно выступает за крепежную плоскость. Если же x-фактор равен нулю, то подобный диск предназначен для авто, где детали тормозного механизма не выступают за крепежную плоскость.
Обратите внимание на крепежные болты или гайки. Они имеют сферическую, плоскую или коническую прижимную части. Наружный диаметр резьбы для деталей крепежа обычно составляет 12 или 14 мм с шагом 1.25 или 1.5 мм. Для надежного крепления диска болт (гайка) должна закручиваться на 5-6 оборотов (если таких оборотов более 6-10, то болты заденут элементы тормозного механизма).
Красочный слой колесного диска выполняет декоративную и защитную функцию. Стальные модели краска оберегает от коррозии при контактах с влагой, а алюминиевые – от негативного влияния внешней среды, например, талого снега, смешанного с солью или бензиновых разводов в воде.
Чаще всего стальные диски окрашиваются в черный и серебристый, а легкосплавные – в серебристый, темно-серебристый, черный матовый, черный глянцевый цвет. Также встречаются модели ярких цветов – в том числе синие, зеленые, белые, красные. Интересный вариант – комбинированная окраска: диск – черный, а обод – белый.
При желании можно выкрасить уже приобретенный диск в нужный цвет. Для этого следует обратиться в сервис-центр, предоставляющий подобную услугу.
Колесные диски нуждаются в регулярной мойке. Кроме того, диски следует подкрашивать при повреждении красочного слоя (удары о бордюры, камни, другие предметы). Для защиты, очистки, придания блеска желательно периодически обрабатывать диски специальными полиролями.