Двухтактный – встречается чаще всего. Отличается простой конструкцией, быстрее набирает обороты, имеет меньший вес и размеры, чем четырехтактный. Такой двигатель прост в ремонте и стоит недорого. К недостаткам следует отнести большой расход топлива, необходимость частой доливки масла, сильный шум и вибрации и высокую токсичность выхлопов.
Важно: для нормального использования двухтактного двигателя необходимо специальное топливо и масло. Можно применять 92 или 95 бензин, смешанный с маслом. Однако в этом случае возможен более сильный износ деталей, поскольку сложно угадать необходимые пропорции.
Четырехтактный – имеет более сложную конструкцию, стоит дороже. Такой двигатель имеет больший ресурс, более экономичен, обеспечивает плавный ход, у него меньшая вибрация и шум. У четырехтактного мотора более чистый выхлоп, а само устройство не требует постоянного контроля уровня масла. Недостатками являются большие габариты и вес.
Электрический – имеет небольшую стоимость и вес, бесшумен, экологичен и прост в эксплуатации, а электроэнергия дешевле, чем топливо. Недостатками таких двигателей являются: небольшая мощность (до 10 л.с.), зависимость запаса хода от емкости аккумулятора. Электромотор устанавливается на лодки малых размеров. Хороший выбор для рыбаков, так как электродвигатель позволяет плыть почти бесшумно и не пугать рыбу.
Важно: для лодочного электромотора лучше использовать специальные тяговые аккумуляторы глубокой разрядки. Они обеспечивают двигатель током на протяжении длительного периода. В отличие от них, стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя и способны дать ток лишь на короткое время. Правда, тяговые аккумуляторы стоят гораздо дороже.
Карбюраторный – классический вариант, хотя и несколько устаревший. Имеет повышенный расход топлива и токсичные выхлопы.
Инжекторный – самый экономичный и экологичный тип двигателя, но при этом стоит дороже, чем карбюраторный. Другие преимущества: более уверенный разгон и комфортное управление.
Ручной – осуществляется посредством стартового шнура. Самый надежный способ запуска двигателя, не требующий аккумулятора. Но для ручного пуска необходимо приложить усилие.
Электрический – производится с помощью стартера от аккумулятора при повороте ключа. Это более простой тип пуска, но вместе с тем, менее надежный, так как стартер может выйти из строя, а аккумулятор – разрядиться. Электрический пуск, как правило, устанавливается на двигателях от 20 л.с.
Электрический и ручной – в моторе предусмотрены оба способа запуска. В этом случае, электрический станет основным, а ручной – аварийным способом пуска.
От этого показателя зависит скорость движения судна. В свою очередь, мощность двигателя (единица измерения – лошадиные силы, л.с.) определяется его типом, количеством и объемами цилиндров.
Для рыбаков оптимальная мощность двигателя составляет 2-5 л.с., а любителям скоростной езды подойдет мотор мощностью 30 л.с. Следует помнить, что более мощный двигатель потребляет и большее количество топлива.
Важно: желательно подбирать двигатель с запасом мощности, чтобы обеспечить запас надежности и прочности этого устройства.
От этого параметра напрямую зависит мощность двигателя: чем больше цилиндров, тем мощнее, объемнее и дороже двигатель. Кроме того, количество цилиндров влияет на равномерность хода крутильного вала и нагрев поршневой группы. Двигатели с большим числом цилиндров отличаются более равномерным ходом и меньше греются.
Например, двухтактные моторы мощностью до 15 л.с., могут иметь 1 или 2 цилиндра.
Водоизмещающее плавание – большая часть судна погружена в воду и удерживается силой закона Архимеда, скорость при этом небольшая. Для этого режима не нужен мощный двигатель (от 2 до 15 л.с.).
Глиссирование – во время движения только малая часть лодки касается воды, при этом достигается высокая скорость. Чтобы перевести лодку в режим глиссирования, требуется более мощный мотор, чем для водоизмещающего режима. Однако непосредственно глиссируя потребление мощности мотора снижается почти вдвое.
Внутренний – встроенный в мотор бак. Такой бак имеют двигатели малой мощности (2-5 л.с.).
Внешний – для мощных моторов, потребляющих большое количество топлива.
Внутренний и внешний – встречаются в некоторых моделях мощностью 4-5 л.с., что дает возможность ездить на более далекие расстояния.
Дейдвуд – часть двигателя, соединяющая его верхнюю часть с винтом. От этого параметра зависит эффективность работы двигателя. Длина дейдвуда должна соответствовать высоте транца.
Слишком малая длина приведет к понижению скорости при неизменном потреблении топлива.
Короткий S (381 мм) – такую длину дейдвуда имеют моторы для надувных лодок.
Длинный L (508 мм) – моторы для катеров и яхт.
Сверхдлинный UL или X (от 635 мм) – моторы для морских катеров и крейсерских яхт.
Встречаются еще большие размеры Z или ХХ (762 мм).
Алюминий – встречается чаще всего. Вместе с тем, алюминиевые винты хуже, чем стальные выдерживают сильные удары и медленнее вращаются на максимальных оборотах, так как они изготавливаются с толстыми лопастями. К тому же, алюминий подвержен коррозии.
Нержавеющая сталь – самый прочный материал для винта, что дает возможность изготавливать тонкие винты, имеющие отличные показатели жесткости, устойчивости к ударам и высокую скорость вращения на разных оборотах. Однако нержавеющая сталь стоит дороже алюминия.
Пластик (композитные материалы) – на основе углеродных и нейлоновых волокон. Отличается большей прочностью и не подвержен коррозии. Стоит примерно на одном уровне с алюминиевыми винтами. Оптимальное сочетание цены и качества.
Важно: стоит обратить внимание на количество лопастей у винта: 3 или 5. Чаще всего встречаются моторы с 3 лопастями. Чем больше лопастей у винта, тем большее создает усилие мотор. Для катания на водных лыжах или перевозки грузов лучше использовать винт с большим числом лопастей.
Румпельное – осуществляется с помощью специального рычага (румпеля), закрепленного на двигателе. При этом управляющий судном должен находиться на корме. Румпельное управление применяется в небольших лодках с маломощными моторами, так как скоростная лодка может выйти из-под контроля. К тому же, у такого управления недостаточный обзор впереди по курсу.
Дистанционное – производится посредством специального руля в передней части лодки. Такое управление используется в длинных лодках (более 3.5 м), развивающих скорость более 80-90 км/ч и имеющих мощные моторы свыше 50 л.с. Дистанционное управление более удобное и безопасное, так как обеспечивает широкий обзор впереди по курсу.
Ручной – применяется для маломощных моторов и имеет несколько ступеней (4-6).
Гидропривод – электромотор с системой гидравлических шлангов, предназначен для более мощных моторов.
Генератор – устройство, вырабатывающее электроэнергию для аккумулятора, ходовых огней и другого оборудования моторной лодки.
Телескопическая ручка румпеля – выдвигающаяся ручка (в среднем на 15 см), делающая управление более удобным.
Конструкция для мелководья – поворотно-откидная подвеска, с помощью которой мотор откидывается при ударе о препятствие или в случае прохождения по мелководью.
Тахометр – устройство, позволяющее отслеживать текущие и максимальные обороты двигателя, а также состояние моторесурса (счетчик моточасов). Таким образом, тахометр помогает подобрать оптимальный режим работы двигателя с учетом расхода топлива, мощности и моторесурса.
Двигатели оснащаются большим количеством датчиков, отслеживающих состояние мотора (датчик перегрева, уровень и давление масла, давление воды, заряд аккумулятора и тд.).
Аварийный выключатель – служит для моментальной остановки двигателя в случае выпадения оператора за борт.
Ограничитель оборотов – для оптимального и стабильного режима работы двигателя (число оборотов).
Ограничитель наклона – обеспечивает необходимое положение мотора.
Блокировка запуска мотора – предотвращает случайный запуск мотора при включенной передаче.
Блокировка откидывания мотора – препятствует откидыванию двигателя на заднем ходу.
Вес мотора зависит от его мощности – чем мощнее, тем тяжелее. Можно исходить из соотношения 1 л. с на 25 кг массы лодки (с учетом пассажиров и оборудования). Мощность двигателя не должна быть больше той, которая указана в паспорте лодки, так как слишком тяжелый мотор может опрокинуть лодку или сильно притопить корму судна, что повлечет за собой захлестывание воды.