Гребная лодка – приводится в движение с помощью весел. Имеет замкнутую форму корпуса без выступающих назад бортов и плоское днище. Достоинства: невысокая цена, компактность, малый вес, плавность и бесшумность хода. Оптимальный вариант для рыбалки и отдыха. Обычно оснащается мягким дном.
Моторно-гребная лодка – приводится в движение как с помощью весел, так и посредством мотора. Для монтажа мотора используется навесной транец, который устанавливается на надувной борт. Однако моторы в таких лодках имеют небольшую мощность, поэтому скорость будет небольшой. Более мощный двигатель будет не увеличивать скорость, а лишь повышать расход топлива.
Моторная лодка – приводится в движение посредством мотора. Для таких лодок характерна полузамкнутая форма с выступающими назад бортами и наличие встроенного транца для установки мотора. Имеет жесткое дно, встречаются как плоскодонные модели, так и лодки с мощным килем. Моторную лодку можно использовать и как гребную для отгона лодки на определенное расстояние или в случае выхода из строя двигателя).
ПВХ – прочный и легкий материал, устойчив к воздействию УФ-лучей и воды. Вместе с тем, поливинилхлорид неустойчив к высоким температурам и влиянию химикатов. Лодки из ПВХ встречаются чаще всего.
Материал имеет две разновидности:
Прорезиненная ткань – имеет невысокую цену, однако менее прочная, чем ПВХ, так как резина легко отрывается от тканевой основы. К тому же, она плохо переносит морскую воду. Поэтому после использования лодку следует тщательно просушивать – в противном случае на ней может образоваться плесень. Прорезиненная ткань в основном применяется отечественными производителями лодок.
Композитный материал (хипарон+неопрен).
Хипарон – полиэтиленовый эластомер. Отличается высокой эластичностью, устойчивостью к любым температурам и воздействию УФ-лучей. Вместе с тем, он недостаточно прочен.
Неопрен – разновидность искусственного каучука. Отличается высокой прочностью и упругостью, а также устойчивостью к агрессивным воздействиям природной среды.
Хипарон применяется для внутреннего покрытия, а неопрен – для внешнего. Лодки из композитного материала долговечные и надежные, но и достаточно дорогие, поскольку для их изготовления применяется технология склеивания шва.
Жесткий – накладной деревянный киль, придающий днищу V-образную форму. Достоинства: надежность и стабильность особенно на поворотах, сохраняет курс при сильном ветре. Лодки с жестким килем отличаются высокой прочностью и подходят для мощных моторов и высоких скоростей. Недостатки: высокая стоимость, невозможность свернуть судно для транспортировки.
Надувной – днище наполненное воздухом и имеющее выступ в форме киля. Достоинства: небольшой вес и большая упругость, что придает судну хорошие ходовые показатели. Надувной киль более удобен для транспортировки, так как может сворачиваться вместе с лодкой. Недостатки: менее прочен и надежен, чем жесткие кили. Надувной киль используется в моторных лодках. Предусматривает применение дополнительных настилов.
Плоское – встречается у недорогих и тихоходных лодок (гребные и моторные модели). Судна с таким дном имеют небольшие габариты в свернутом состоянии. Однако плоское днище не отличается достаточной жесткостью для безопасного и комфортного использования, из-за чего оно дополняется настилами (реечная слань и т.д.). Оптимальный вариант для рыболов.
Надувное – надувается вместе с лодкой. Судно с таким дном более устойчиво и является достаточно жестким, чтобы не использовать дополнительные настилы. Встречается в гребных моделях. Лодки с надувным дном предпочитают любители водного отдыха.
Надувной настил – имеет вид «надувной палубы», которая укладывается поверх днища. Используется в основном в лодках с надувным килем. Надувной настил гораздо компактнее в свернутом виде, чем жесткий настил, но и цена его заметно выше.
Жесткий настил – сплошная или состоящая из нескольких (3-4) сегментов поверхность. Жесткие настилы надежны, имеют невысокую цену и довольно компактны, так как гибкие крепления позволяют складывать настил при транспортировке. Широко применяются в суднах с надувными килями, но почти не используются для лодок с плоским дном.
Реечная слань – состоит из широких реек с большими промежутками между ними. Этим она отличаются от жестких настилов, где сегменты соединяются вплотную. Реечная слань укладывается так, чтобы рейки лежали перпендикулярно кокпиту. Она предназначена для лодок с ненадувным плоским дном.
Без дополнительного покрытия – характерны для лодок с плоским надувным дном или для моделей, в комплектацию которых не входят соответствующие настилы, притом, что конструкция предусматривает их использование. В этом случае требуются дополнительные расходы на приобретение нужного настила.
Пайол (жесткий настил) – придает надувной лодке курсовую стабильность и прочность. Помимо этого, жесткое дно обеспечивает комфорт при передвижении внутри кокпита. В надувных лодках пайол всегда съемный.
Фанерный – самый дешевый вариант, но при этом имеет очень ограниченный срок службы. Поэтому он требует регулярной замены.
Алюминиевый – прочный, долговечный и легкий. Вместе с тем, он не годится для рыбной ловли, так как металл – хороший проводник звука и таким образом, передвижение лодки распугает рыбу.
Стеклопластиковый – бесшумный и имеет все преимущества алюминиевого пайола. Оптимальный вариант для рыбалки. Следует отметить, что такой пайол имеет достаточно высокую цену.
Воздушные отсеки баллона позволяют лодке оставаться на плаву и не утонуть даже в случае прокола одного из них. В основном конструкция лодки также предполагает наличие внешней и внутренней камер, что обеспечивает максимально возможную безопасность. Простые модели имеют два или три отсека. Более крупные состоят из большего количества отсеков.
Важно: встречаются лодки с независимыми камерами, что особенно удобно для больших лодок, поскольку это позволяет ускорить процесс монтажа и демонтажа судна. К тому же, отсеки проще и легче подкачивать по мере необходимости и не приставать для этого к берегу.
Транец – деревянная плоскость с металлическими штырями, выполняющая роль крепления для мотора.
Встроенный транец – встречается в моторных лодках с незамкнутой формой и выступает в роли заднего борта. Изготавливается из влагоустойчивой толстой фанеры (иногда из стеклопластика или металла). На встроенный транец можно установить достаточно мощный мотор. Большинство транцев имеют одинаковую длину.
Важно: приобретая лодку, следует обратить внимание на то, насколько прочно и надежно вклеен транец. Большое значение имеет и угол его наклона – на транец с наклоном можно разместить почти любой мотор.
Навесной транец – используется в моторно-гребных лодках с замкнутой формой корпуса. Это приспособление можно применять лишь в тех лодках, где предусмотрены соответствующие крепления. Навесной транец (а значит и мотор) быстро монтируется и демонтируется по мере надобности. Вместе с тем, он рассчитан лишь на небольшой вес и мощность мотора. Транец может входить в комплект лодки, а может приобретаться отдельно.
Без транца – это характерно для гребных моделей, многие из которых имеют соответствующие места под транец. Таким образом, владелец судна может или пользоваться веслами или в любой момент приобрети транец для мотора.
Эта величина означает предельно допустимую мощность мотора для отдельно взятой лодки. Максимальная мощность зависит от типа лодки (моторно-гребная или моторная), от формы и жесткости конструкции. Этот параметр колеблется от 1 до 100 лошадиных сил (л.с.).
Глиссирование – ход лодки, когда она скользит по воде. Характеризуется минимальным сопротивлением волны, увеличением скорости лодки. Чтобы выйти в режим глиссирования требуется вся мощность мотора. А при движении в этом режиме – достаточно и половины мощности.
Предельно допустимый вес мотора для отдельно взятой модели лодки. Вес мотора определяется особенностями конструкции судна. Эта величина колеблется в пределах от 12 до 100 кг. Следует отметить, что тяжелый двигатель не всегда означает – мощный. Сегодня довольно часто встречаются сравнительно небольшие весу и размеру, но при этом достаточно мощные моторы.
Более подробную информацию читайте в статье Как выбрать лодочный мотор.
Длина
Это расстояние между внешними краями носа и кормы судна. От длины зависит вместительность лодки – чем она длиннее, тем больше людей и грузов можно в ней разместить. Длина лодки колеблется в пределах от 123 до 610 см. Некоторые одноместные лодки могут иметь длину до 2.5 м. Кроме того, длинная лодка имеет лучшие ходовые характеристики в глиссирующем режиме. Поэтому лодки свыше 3 м должны иметь килевое днище.
Ширина
Это расстояние между боковыми бортами лодки. Ширина надувной лодки никогда не бывает слишком большой, так как в этом случае судно может иметь нестабильную курсовую устойчивость. Ширина лодки варьируется в пределах от 92 до 249 см.
Длина и ширина кокпита
Кокпит – внутреннее открытое пространство надувной лодки. Длина кокпита – это расстояние палубы от носа до кормы. Эта величина варьируется в пределах от 81 до 400 см. Шириной кокпита называется внутренне расстояние между бортами. Этот параметр колеблется в пределах от 40 до 121 см.
Важно: Размер кокпита напрямую зависит от диаметра баллона. Чем меньше диаметр баллонов, тем шире кокпит, и наоборот. Диаметр баллона варьируется от 24 до 62 см.
Вес лодки без учета оснащения (весел, пайола и т.д.) колеблется от 1.6 до 185 кг. Этот параметр зависит от размера лодки и материалов, из которых она изготовлена. Например, судно из ПВХ легче аналогичной модели из резины.
Количество посадочных мест, предусмотренных в лодке (включая гребца). Этот показатель учитывает взрослых людей среднего веса без багажа. Чаще всего встречаются одноместные и двухместные модели. Иногда указывают вместимость 1.5 или 2.5, что означает дополнительное место (0.5) для груза или ребенка. Вместимость лодки тесно связана с ее грузоподъемностью, которую также необходимо учитывать при выборе судна.
Важно: многие рыбаки предпочитают двухместную лодку, так как она позволяет комфортно разместить рыболовное снаряжение.
Этот показатель означает предельно допустимую нагрузку на лодку, при которой ее можно безопасно эксплуатировать. Грузоподъемность в различных моделях колеблется в пределах от 80 до 1900 кг. Грузоподъемность включает в себя не только вес и количество пассажиров (вместимость), но и массу мотора и дополнительных грузов. Поэтому этот параметр рассчитывается с запасом.
Жесткое сиденье («банка») – деревянная планка, крепящаяся торцами к бортам судна. Само крепление может фиксироваться посредством пазов или гибких петель, быть жестким или плавающим. Плавающее крепление позволяет перемещать сиденье в удобное для пользователя место.
Надувное сиденье – комфортная подушка, не требующая дополнительных креплений и монтажа. Такое сиденье легко приводится в рабочее состояние, имеет съемную конструкцию и может размещаться в любом месте внутри кокпита. Кроме того, надувное сиденье в сложенном виде почти не занимает места. Встречаются надувные сиденья со спинкой.
Давление, которое рекомендуется производителем для баллонов надувной лодки. Этот параметр актуален для лодок, движущихся в глиссирующем режиме. Если давление в баллонах будет отличаться от рекомендованного, то мягкий борт приведет к неправильной работе мотора. Это может повлечь за собой потерю курсовой устойчивости. Максимальное давление варьируется в пределах от 200 до 800 мБар.
Это способ изготовления шва лодки.
Склеивание – применяется в резиновых моделях. Швы при таком способе прочны, но вместе с тем он требует больших затрат.
Вулканизация/сварка ультразвуком – горячий/холодный способы изготовления шва в лодках, сделанных из ПВХ. Оба способа дают практически одинаковое – очень высокое качество и эстетичность швов. Они выгодно отличаются от склеивания тем, что в работе не применяются дополнительные материалы, а края баллонов образуют единое целое.
Это способ соединения краев материала лодки.
Внахлест – соединение тканей происходит путем наложения краев друг на друга. Используется в основном для резиновых лодок. Очень простой способ, однако в швах может оставаться небольшое количество воздуха, что приводит к нарушению герметизации лодки.
Встык – более надежный способ, но вместе с тем и более сложный.
Важно: довольно часто внутренняя и внешняя сторона шва закрывается полосками ткани, что придает им дополнительную прочность.
Рулевое управление – обеспечивает комфортное управление лодкой посредством штурвала. Недостаток – высокая цена. Применяется только в лодках вида RIB.
Уключины – приспособления для весел на бортах лодки, благодаря которым один человек может грести обоими веслами, не выпуская их из рук. Уключины бывают металлическими, пластиковыми или резиновыми. Также различают уключины высокие и низкие, фиксируемые и вращающиеся.
Весла – приспособления для гребли. Поставляются как с гребными, так и с моторными суднами. Для небольших лодок используются короткие весла, изготовленные из пластика и алюминия. Очень удобны в транспортировке разборные весла.
Якорный рым – крепление для каната якоря, расположенное в носовой части лодки. Посредством рыма легко и удобно фиксировать якорный канат в требуемом положении. К тому же, это приспособление предохраняет борт лодки от истирания канатом.
Ручки для переноски – специальные ручки на бортах судна, предназначенные для его переноски в развернутом положении. Очень важное приспособление, так как при транспортировке надувной лодки волоком возможны проколы. Ручки бывают резиновыми, пластиковыми или веревочными.
Леерный трос – трос, проходящий по периметру лодки и крепящийся к борту с помощью небольших фиксаторов. Это приспособление используется в качестве спасательного средства, поскольку человек за бортом может легко ухватиться за него. Помимо этого, трос применяется для закрепления предметов, переноски лодки и т.д.
Клапан слива воды – позволяет легко избавляться от воды из кокпита через днище. На некоторых моделях можно сливать воду на ходу, так как плавучесть судна зависит не столько от целостности днища, сколько от наполненности баллонов.
Водоотбойник – небольшой козырек, расположенный по периметру лодки и препятствующий попаданию воды в кокпит при ударе волны о борт. В этом случае вода отбрасывается обратно. Водоотбойник пригодится для скоростных лодок, при движении которых сила удара волн достаточно велика.
Держатель удочки – специальные крепления на бортах лодки для фиксации удочки. С их помощью можно ловить рыбу одновременно с разных бортов судна.
Насос – устройство для накачки лодки. Лучше приобретать его в комплекте с лодкой. Ручной насос накачивает большую лодку довольно длительное время.
Ремкомплект – приспособления для самостоятельной починки лодки в «полевых условиях». Обычно в него входит одна или несколько заплаток, водостойкий клей для резины и реже – дополнительные инструменты. Позволяет залатать мелкие повреждения (порез, прокол, разошедшийся шов и т д.). Часто входит в комплект с лодкой.
Сумка для лодки – специальная сумка для транспортировки и хранения лодки в свернутом положении, а иногда – и дополнительного оснащения (насоса и т.д.).
Спасибо !!! Для начинающих, очень хорошая и нужная информация.
Рады, что смогли вам помочь.