Охлаждающая жидкость (ОЖ, антифриз) – поддерживает оптимальную температуру в работающем моторе и защищает его от перегревания. Также ОЖ предохраняет саму систему охлаждения от коррозии.
Антифризы для авто состоят из компонентов:
Концентрат – разбавляется дистиллированной водой перед заливкой в охлаждающую систему транспортного средства. Таким образом, регулируется температура замерзания охлаждающей жидкости, что удобно в зимнее время: больше воды – выше температура замерзания. Например, можно приготовить антифриз, замерзающий при -35 °С или добавить воды, чтобы получить жидкость, которая застывает при -10 °С.
Готовый раствор – после приобретения сразу заливается в автомобиль (температура охлаждения -40 °С, иногда -38 либо -42 °С). Такой антифриз проще в использовании, но не позволяет менять температуру замерзания.
G 11 (гибридный, HOAT) – самый старый класс антифриза, изготовленный на основе этиленгликоля. Содержит органические (карбоксилаты) и неорганические присадки: силикаты (Европа), нитриты (США), фосфаты (Корея, Япония). Такая жидкость дешево стоит и покрывает защитной пленкой детали системы охлаждения, но недолго служит (2-3 года). По характеристикам G 11 напоминает «ТОСОЛ».
G 12 (карбоксилатный, OAT) – в состав антифриза этого класса входит этиленгликоль, карбоксилаты, а неорганические присадки, в том числе силикаты – отсутствуют. Подобная жидкость отличается более высокими охлаждающими и антикоррозийными свойствами. Этот антифриз создает защитную пленку только в местах появления коррозии, что продлевает срок службы (свыше 5 лет). Недостаток – более высокая цена.
Антифриз G 12 отлично подойдет для моторов с большими оборотами, способными сильно греться.
G 12+ – усовершенствованный вариант класса G 12. Такая ОЖ более эффективна и экологична. Срок службы – 8 лет. Антифриз G 12+ обойдется дороже, чем G 12.
G 12++ и G 13 (лобридный, SOAT) – в отличие от предыдущих классов, изготавливаются на основе пропиленгликоля, что значительно понижает токсичность антифриза. В состав антифриза входят минеральные присадки. Такая ОЖ используется в мощных моторах (в том числе спортивных). Срок службы составляет 5-10 лет. Минус – самая высокая стоимость.
Традиционный (IAT) – производится на основе моноэтиленгликоля, содержат неорганические вещества (силикаты, фосфаты, нитраты, нитриты). Карбоксилаты в такой ОЖ отсутствуют. Срок службы – до 2 лет. На сегодня традиционная ОЖ устарела и почти не используется.
Важно: чтобы правильно определить класс антифриза, ориентируйтесь на год выпуска авто. Чем старше транспортное средство, тем ниже цифра:
Цвет антифриза может указывать на соответствующий класс ОЖ, сигнализирует о необходимости замены «незамерзайки» (изменение или потеря цвета), помогает легко определить уровень антифриза в бачке. Кроме того, яркий цвет покажет утечку ОЖ из автомобиля.
Цвета ОЖ в зависимости от класса:
На практике окраска антифриза в тот или иной цвет все чаще становится выбором производителя, хотя с самого начала каждому классу антифриза соответствовал определенный цвет. «Незамерзайки» одного цвета могут отличаться друг от друга, а разноцветные ОЖ – оказаться одинаковыми. Поэтому ориентируйтесь не только на цвет, но, прежде всего, на характеристики антифриза (маркировку), указанные изготовителем.
Важно: яркий цвет антифриза сигнализирует о его токсичности. Смертельная доза для человека – 100 г пропиленгликоля. А сладковатый вкус и тот же яркий цвет может заинтересовать малышей и животных. Поэтому храните в недоступных местах.
При доливке антифриза используйте жидкость только того цвета и марки, который уже ранее применялся. Это объясняется тем, что даже ОЖ одного класса, но разного цвета содержат в своем составе различные присадки.
Существует правило, запрещающее смешивать антифризы различных классов (например, G11 и G12), поскольку это может привести к поломке системы охлаждения или радиатора (из-за появления осадка). В то же время, ОЖ классов G12+ и G 12++ совместимы между собой.
Если класс прежнего антифриза неизвестен, полностью слейте его и замените на новую ОЖ, которая подойдет авто. Обязательно промойте систему охлаждения дистиллированной водой, чтобы удалить остатки старой «незамерзайки».
Антифриз нуждается в досрочной замене: при изменении или утрате цвета, перегреве мотора, образования осадка на стенках бачка. Плановая замена ОЖ обычно производится каждые полтора года (в некоторых случаях – реже). Срок замены антифриза определяет автопроизводитель, а не изготовитель ОЖ. Помните, что отработанная жидкость вместо пользы приносит вред: разъедает детали мотора и системы охлаждения.
Замерзание – этот параметр означает температуру, при которой ОЖ нельзя использовать. Чем устойчивее антифриз к отрицательным температурам, тем лучше подойдет для зимних условий.
Рабочая – предельно допустимая температура двигателя, которую антифриз способен выдержать. Большинство ОЖ рассчитаны на температуру 120 °С.
Тем не менее, стоит обратить внимание на этот параметр, поскольку разница между рабочей температурой двигателя и антифриза не позволит охлаждающей системе полноценно выполнять свою функцию. Как результат – перегрев мотора, разрушение присадок, появление накипи на стенках мотора.
ОЖ выпускаются в канистрах (емкость – 1; 5 и 10 л), либо фасуются в большие бочки (емкость – 60; 200-210 л). Средняя емкость системы охлаждения в легковых автомобилях – до 7-8 л, а в грузовиках этот параметр достигает нескольких десятков литров. Поэтому оптимальный выбор емкости определяется конкретными задачами: долив (1-2 л) или полная замена (от 4 л).
Важно: иногда встречается обозначение веса антифриза в килограммах. При переводе веса (кг) в объем (л), учитывайте плотность ОЖ – 1.065-1.085 г/куб. см (фактически соотношение 1:1).
Допуски – стандарты, разработанные автопроизводителем для конкретной марки авто. Такие допуски указываются в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Допуск означает, что изготовитель авто провел соответствующие испытания и посчитал антифриз пригодным для использования. Пример маркировки допуска: Hyundai-KIA MS 591-08; FORD SSM-97B9102A. Допуски значительно облегчают выбор нужного антифриза.
надо выбирать просто по допуску автопроизводителя. Еще желательно брать только известных марок. Нет ничего страшного, если место оригинала вы зальете другой антифриз с допуском. У меня самого была такая ситуация. Попал в аварию, пришлось сливать ож. Поскольку оригинал шкодовский стоил слишком дорого, то решил взять по допуску. залил coolstream qrr: допуск есть, присадки импортные. все работает и по сей день идеально, проблем никаких не возникло. делает техноформ