Накамерный свет – осветительные приборы, которые надеваются на фото- или видеокамеру либо устанавливаются на штатив. Они дают направленный (точечный) или рассеянный свет. Светильники используются в условиях слабого освещения (в сумерках, темном помещении), при репортажной или художественной съемке.
Светильники делятся на две категории.
Галогенный осветитель – потребляет много энергии, сильно греется и шумит, что снижает качество записываемого звука. Достаточно тяжелый и недолговечный, требует периодической замены ламп, которые встречаются в продаже все реже. Подобное решение уже устарело, хотя может применяться в студии.
LED осветитель (светодиодный) – характеризуется экономным потреблением энергии (10-16 Вт), почти не нагревается и не шумит. К достоинствам этой модели относится малый вес, компактность, продолжительный срок эксплуатации (до 100 000 часов). Минус – более высокая стоимость, чем галогенной модели.
LED вспышка – выигрывает у осветителей в мощности, но уступает в удобстве использования. Со вспышкой труднее работать в темноте, когда нужна подсветка автофокуса. Если осветитель дает постоянный свет, что позволяет увидеть светотеневой рисунок и конечный вид самого объекта, то вспышка обеспечивает лишь мгновенное освещение пространства.
Потребляемая мощность – чем больше этот параметр, тем ярче свет, который излучает прибор. Измеряется в ваттах (Вт). Очень мощные устройства имеют соответствующие габариты и неудобны на компактной камере. Такие осветители можно установить на штатив, но это решение годится только для работы в студии.
Яркость света – напрямую зависит от потребляемой мощности. Измеряется в люксах (лк). Слишком яркое освещение требуется не всегда, зато дает отличную подсветку даже в полной темноте.
Коэффициент цветопередачи – означает воздействие спектрального состава излучения осветителя на восприятие цвета по сравнению с солнечным светом. Измеряется в процентах (%). Чем выше этот параметр, тем ближе излучаемый свет к естественному освещению и тем меньше искажение цветов.
Цветовая температура – указывает на цвет свечения осветительного прибора («холодные» или «теплые» оттенки). Цветовая температура измеряется в кельвинах (К). Чем выше эта величина, тем «холоднее» оттенок излучаемого света.
Цветовая температура зависит от типа осветителя:
Учитывайте присутствие / отсутствие других источников света при проведении съемки. Если такие источники есть, то подойдет осветитель с цветовой температурой 5600К (мягкое рассеивание тени), если же их нет, то выбирайте модели с температурой 3200К.
Угол рассеивания – угол, под которым свет рассеивается от осветителя. Измеряется в градусах. Чтобы добиться равномерного освещения эта величина должна составлять 60°. Для точечного освещения понадобится устройство с меньшим углом рассеивания. Чаще всего встречаются осветители с углом рассеивания 55-65°.
Ведущее число – означает мощность вспышки и позволяет оценить, насколько далеко она освещает пространство. Этот параметр указывается при чувствительности ISO 100 и диафрагме f/1. Чем больше эта величина, тем «дальнобойнее» вспышка. Расстояние до объекта съемки уменьшается при закрытии диафрагмы: например, если ведущее число при f/1 составляет 32 м, то при f/2 будет равно 16 м, при f/4 – 8 м, при f/8 – 4 м.
Питание – встречается в нескольких вариантах:
Крепление – бывает двух типов: на «горячий башмак» (для установки на фото- и видеокамеру) и на студийный штатив. Оптимальный вариант выбирается исходя из условий съемки.
Регулировка силы света (диммер) – меняет яркость света в зависимости от условий съемки. Такая регулировка бывает двух видов:
Регулировка угла рассеивания света (шторки) – меняет распределение светового потока, делает его направленным или рассеянным. Чем шире диапазон регулировки (например, 25-60°), тем точнее подстраивается осветитель под конкретные условия съемки.
Отображение текущей мощности – информация выводится на дисплей. Придает дополнительный комфорт при работе с осветительным прибором.
Проверка заряда батарей – позволяет контролировать уровень заряда аккумулятора устройства. Помогает избежать неожиданного отказа осветителя или вспышки.
Регулировка цветовой температуры света – представлена двумя способами.
Многие осветители комплектуются зарядными устройствами, аккумулятором, ручкой для удерживания в руках, кабелями, микрофоном и другим оборудованием. Некоторые производители снабжают накамерный свет чехлом для переноски и хранения.
Классическое управление осветителем – кнопочное (задняя панель). Существуют модели с ДУ для управления устройством на расстоянии. Другие варианты позволяют делать то же самое с помощью смартфона со специальной программой.
Накамерный свет не подходит для съемки блестящих поверхностей (ювелирные украшения, женский макияж, одежда). В итоге на картинке возникают бликующие участки, что ухудшает ее качество.
Важно: обратите внимание на конструкцию излучателя. Встречается два решения: один светодиод или световая панель. Лучше остановиться на первом варианте – он дает отличную фокусировку точечного света и высокую цветопередачу.