Парктроник (парковочный радар, парковочная система) – устройство, предупреждающее водителя о препятствиях сзади, спереди и сбоку от машины при парковке. Главное назначение парктроника – безопасность и комфорт парковки автомобиля. Парктроник состоит из электронного блока (блока управления), датчиков и индикаторов (блока индикации).
Парковочный радар (ультразвуковой) по принципу действия напоминает эхолот: датчик посылает, а затем принимает отраженный от объектов сигнал. На основании этого импульса электронный блок рассчитывает дистанцию от авто до препятствия, а индикатор сообщает о препятствии.
Проводной – электронный блок, датчики и индикатор соединены проводами. Такой парктроник дешевый и простой в ремонте, но не удобный в установке из-за большого количества кабелей.
Беспроводной – электронный блок и индикатор связываются радиосигналами. Это упрощает монтаж оборудования, но и цена подобной модели выше.
Важно: «беспроводная» конструкция не означает полное отсутствие проводов, электронный блок и датчики соединены кабелями.
Монитор-зеркало – электронный блок изготовлен в виде зеркала заднего вида с ЖК-дисплеем. Таким образом, не требуется специального места под дисплей, а необходимые данные для парковки (вид сзади и информация с радара) выводятся на зеркало. Некоторые модели предусматривают подключение к монитору камеры заднего вида. Недостаток – сложный монтаж.
Встречаются и накладки, которые устанавливаются на само зеркало. Связь между зеркалом / накладкой и блоком управления – проводная и беспроводная.
Ленточный (электромагнитный) – датчик выполнен в виде металлизированной ленты. Ленточный парктроник более точен, для него не существует проблемы «мертвых зон» (покрывает весь периметр бампера), а чтобы установить подобный парктроник, сверлить бампер не потребуется, так как лента наклеивается на него с внутренней стороны.
Недостатки электромагнитного парковочного радара: меньшая дальность действия, частые ложные срабатывания из-за очень высокой чувствительности и ограниченная информативность (не показывает точное расположение препятствия). Ленточные парковочные радары встречаются редко.
Сканирование
Зона
В зависимости от зоны сканирования парктроники бывают задними, передними и комбинированными.
Задние – датчики размещаются на заднем бампере транспортного средства. Такие парктроники встречаются чаще всего: задняя сторона сложнее для обзора. Обычно устанавливают 2-4 датчика, оптимальное решение – 3-4 штуки (2 датчика недостаточно, так как остаются неохваченными «слепые зоны»). Задние датчики активируются при включении задней передачи.
Передние – датчики устанавливаются на передний бампер авто. Подобные парковочные радары снабжаются входом для подсоединения к датчику скорости: в случае превышения 20 км/ч парковочная система отключается. Поскольку впереди у водителя лучше обзор, чем сзади, для нормальной работы достаточно 2 датчика. Передние датчики начинают работать при торможении.
Комбинированные – датчики монтируются сзади и спереди. Общее число датчиков: 6-8 штук (4 – задние, остальные – передние). У этих парковочных систем есть 2 типа звукового сигнала, чтобы водитель мог определить, где находится препятствие – сзади или спереди. Устройства с таким охватом обойдутся дороже, чем задние парктроники.
Комбинированные модели снижают до минимума вероятность столкновения с препятствиями при маневрировании. Такие парктроники хороши для водителей-новичков и автомобилей с высокой посадкой шофера, в том числе внедорожников.
Дальность
Этот параметр означает расстояние, на котором устройство обнаруживает препятствия. Максимальная дальность у большинства парктроников колеблется в пределах 1.5-3 м, минимальная – 10-30 см. У электромагнитных устройств эти параметры составляют 70 см и 5 см соответственно.
Оптимальная величина максимального расстояния – не выше 1.5 м, в противном случае радар будет отвлекать внимание водителя. Обратите внимание на минимальную дальность, особенно, если часто паркуете авто в стесненных условиях.
Количество
Чем больше датчиков, тем полнее информация, поступающая водителю. В то же время с увеличением числа датчиков повышается цена комплекта и усложняется монтаж. Следует найти оптимальный баланс с учетом опыта и особенностей водителя:
Помимо задних и передних датчиков встречаются датчики «слепых зон». Они устанавливаются по бокам авто, где обзор наиболее затруднен.
Диаметр – определяет размер отверстия в бампере для установки датчиков. Этот параметр важен, если отсутствует фреза в комплекте поставки или в случае монтажа датчиков в бампер с отверстиями.
Важно: не забывайте настраивать чувствительность датчиков парковочного радара. При очень высокой чувствительности устройство постоянно сигнализирует о несуществующих препятствиях, реагируя на пересеченную местность или отдельно растущую траву. Слишком низкая чувствительность датчиков приведет к тому, что прибор не будет замечать реальные преграды.
Расстояние от датчиков до земли должно быть не менее 0.5 м, в противном случае они будут воспринимать как препятствие даже дорогу.
Этот параметр означает погрешность, с которой парктроник выдает информацию о дистанции от автомобиля до препятствия. Например, у парковочного радара с точностью 10 см при показании расстояния 60 см, реальная величина будет колебаться в пределах 50-70 см.
Чем меньше погрешность, тем точнее работает парктроник. Если Вы при парковке часто сталкиваетесь со стесненными условиями, приобретайте устройство с максимальной точностью.
От этого параметра зависит скорость реакции парковочного радара. Чем быстрее работает парковочная система, тем раньше водитель получит информацию о преграде, чтобы остановиться. Оптимальный показатель – 0.06 секунд.
Звук (биппер) – частота сигналов возрастает по мере приближения авто к препятствию и в конце концов превращается в непрерывный звук. Парктроники с такой индикацией просты в установке и дешевы. Минус подобного решения в том, что водитель получает неточную информацию о расстоянии. Поэтому звуковая индикация чаще всего выступает как дополнение к более совершенному варианту.
Свет (LED-лампочки) – количество горящих лампочек увеличивается по мере сокращения дистанции между машиной и препятствием. Это наглядный способ индикации, позволяющий водителю достаточно точно ориентироваться в ситуации.
ЖК-дисплей – отображает точные данные о расстоянии до препятствия. Некоторые модели выводят информацию о месторасположении преграды. Недостаток – устройства с монитором обойдутся дороже, чем модели со звуковой или световой индикацией. У комбинированных парковочных радаров может быть два отдельных дисплея или один общий.
Важно: выбирая парковочный радар с дисплеем, определитесь с местом расположения монитора. Оптимальное решение – установка экрана рядом с зеркалом заднего вида или вместо него (монитор-зеркало). Дисплей на приборной панели – не лучший вариант, поскольку отвлекает водителя во время движения. Выбирайте то место, куда обычно смотрите при парковке.
Самодиагностика – парктроник самостоятельно проверяет работу датчиков всякий раз после включения зажигания. Если обнаружились неисправности – устройство сообщает о них водителю. Такая функция снижает риск отказа датчиков перед препятствием.
Цифровой индикатор расстояния – показывает расстояние в цифрах (м). Подобный индикатор гораздо точнее звуковой или световой индикации.
Регулировка громкости звука – позволяет менять громкость звукового сигнала в зависимости от ситуации: в тихом месте – уменьшить, в шумном – увеличить.
Голосовое оповещение – парктроник сообщает информацию «человеческой речью». Такая функция облегчает пользование устройством.
Память выносных элементов – предотвращает ложное срабатывание парковочного радара, вызванное внешними элементами авто. В память устройства заносятся данные о запасных колесах, фаркопах и другом оснащении машины (рисунок отраженного сигнала).
Камера заднего вида – позволяет водителю видеть «мертвые зоны» (за бампером), что улучшает обзор и снижает риск столкновения с препятствием.
Важно: при выборе камеры заднего вида обратите внимание на угол обзора (чем выше эта величина, тем лучше). У некоторых моделей данная величина достигает 150 °. Другой важный параметр – светочувствительность камеры. Качественная модель дает изображение даже при низкой освещенности (0.5 лк).
Видеовыход – для подключения полнофункционального дисплея (автомобильного телевизора). Такая опция актуальна в первую очередь для моделей со звуковой или световой индикацией. Видеовыход пригодится и для устройств с монитором, если «родной» экран по своим возможностям уступает полноценному дисплею.
Видеовход – для подключения камеры заднего вида.