Как выбрать монитор

Диагональ матрицы

Лучший вариант – это диагональ 24 дюйма (разрешение 1920x1080), при которой текст в большинстве офисных программ крупный и хорошо читаемый, а видео Full HD воспроизводится без искажений.

Диагональ 22 дюйма встречается с двумя разрешениями:

  • 1920x1080 – видео в формате Full HD, текст более мелкий, чем на 24 дюймах;
  • 1680x1050 – видео Full HD будет с небольшими искажениями, но текст довольно крупный.

Диагонали 19 и 20 дюймов – следует выбирать только в целях экономии.

Диагонали 27 дюймой и более – тоже могут быть в нескольких разрешениях:

  • 1920x1080 – неплохой вариант для игр и фильмов, текст на нем более крупный чем на 24 дюймах
  • 2560x1440 – за счет большого количества информации помещающейся на экране, это отличный вариант для работы, видео уже отображается в нестандартном для монитора разрешении с небольшими искажениями, а игры требуют более мощного компьютера;
  • 4K, 3840х2160 – обеспечивает очень высокую детализацию и четкость изображения;
  • 5K, 5120х2160 – характерно для некоторых продвинутых профессиональных мониторов;
  • 8K, 7680х4320 – самое последнее Ultra HD. Данные дисплеи стоят дорого и встречаются редко. Контента с таким разрешением еще очень мало.

Тип матрицы

Матрица TN-Film – чаще всего используются для офисной работы и дома. Из-за низкого качества цветопередачи профессиональная работа с фото изображениями затруднительна. Преимуществами же можно отметить низкую цену и хорошее время отклика (скорость обновления изображения), что важно в динамичных играх.

Матрица IPS – благодаря высокому качеству цветопередачи позволяет работать с векторной графикой и профессиональной фотографией. Недостатками являются высокая стоимость, низкие показатели яркости и контрастности, меньшее чем в TN-Film время отклика, возможный кристаллический эффект.

Развитие и виды IPS-матриц:

  • S-IPS (Super IPS) – увеличены время отклика и углы обзора;
  • H-IPS (Horizontal IPS) – увеличена  контрастность, стабилизация цветов при разных углах просмотра;
  • UH-IPS (Ultra Horizontal IPS) – улучшенная версия H-IPS, на 18 % было увеличено пропускание света;
  • E-IPS (Enhanced IPS) – обновленная версия IPS, уменьшено время отклика, снижено энергопотребление, увеличены углы обзора;
  • P-IPS (Professional IPS) – отличная цветопередача, расширена глубина цвета до 30 бит и 1.07 миллиарда цветов;
  • AH-IPS (Advanced High Performance IPS) – повышена яркость, улучшена цветопередача, снижено энергопотребление.

Матрица VA – представляет собой компромиссный вариант между TN и IPS: хорошие углы обзора, передача черного, время отклика чуть больше, чем у IPS, зато и цена ниже.

  • AMVA – матрица производства компании AU Optronics, обладает максимальной глубиной черного, а также отличной равномерной подсветкой;
  • MVA – матрица компании Fujitsu; характерны высокая контрастность и углы обзора. Цветопередача зависит от угла обзора. Значительный недостаток – длительное время отклика;
  • AHVA – улучшенная технология MVA: увеличенные углы обзора, улучшенная контрастность;
  • PVA – матрица Samsung: уменьшено время отклика;
  • CPVA – более новая и дешевая версия PVA.

PLS – матрица компании Samsung: отличается большой плотностью пикселей, чем IPS, большими углами обзора, яркостью и улучшенной цветопередачей. При этом меньшей ценой и энергопотреблением. Время отклика такое же, как у IPS.

IGZO – дорогая технология матриц компании Sharp. Позволяет снизить потребление энергии, увеличить углы обзора, а также уменьшить размеры зерна. Применяется в дорогих мониторах с самым высоким разрешенияем.

Типы подсветки

CCFL – стандартная подветка флюоресцентными лампами. На сегодня является устаревшей.

LED-подсветка  применение светодиодной подсветки вместо обычных флюоресцентных ламп. LED-подсветка дает возможность улучшить цветопередачу, уменьшить толщину экрана и снизить потребление энергии. Цена на такой монитор чуть выше, но он того стоит.

Виды:

  • W-LED – боковая подсветка белыми светодиодами, наиболее популярная;
  • GB-LED – боковая подсветка зелеными и синими светодиодами;
  • RGB-LED – подсветка по всей матрице светодиодами красного, зеленого и синего цвета. Самая дорогая, но максимально улучшает цветопередачу.

Super LED – потребляет меньшее количество энергии, чем обычная LED-подсветка.

Изогнутый экран – сравнительно новый тип экрана с LED-подсветкой – Edge-LED. Позволяет максимально погрузиться в происходящее на экране.

Частота обновления

Обозначает скорость обновления изображения на экране (кадра). Большинство современных мониторов для домашнего или профессионального использования имеют частоту 75 Гц. Этого числа достаточно для комфортной работы. Исключением являются геймерские модели, в которых частота, порядка 120-144 Гц, позволяет отображать очень динамичные сцены.

Следует помнить, что для работы такого монитора необходима мощная видеокарта, которая стоит недешево. Игровые мониторы рассмотрим ниже.

Контрастность

Этот параметр обозначает соотношение между самой светлой и самой темной точкой экрана. Указывается в виде пропорции Х:1, где Х – белый цвет, а 1 – черный (например, 2000:1). Чем выше этот показатель, тем лучше детализация картинки.

Существует две характеристики контрастности.

  • Статическая – контрастность в пределах одного кадра (при одинаковой яркости подсветки). Это основной параметр. Лучше выбирать монитор, у которого статическая контрастность составляет 400:1 и выше.
  • Динамическая – соотношение между светлой точкой экрана при максимальной яркости и темной точкой при минимальной. Динамическая контрастность часто указывается в маркетинговых целях (1 000 000:1).

Яркость

Яркость измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2). Слишком высокая или низкая яркость вызывает утомление глаз. Оптимальная величина зависит от интенсивности внешнего освещения. Для комфортной работы в большинстве случаев достаточно уровня яркости 200-400 кд/м2.

Размер точки (пикселя)

Эта характеристика влияет на комфортность использования монитора. Чем меньше пиксель, тем четче картинка, что важно при работе с графическими редакторами. А вот для набора текста, интернет-серфинга, компьютерных игр, просмотра фильмов подойдет монитор с более крупной точкой.

Игровой монитор

При покупке мощного игрового компьютера необходимо выбрать и соответствующую модель монитора. Без него вся графика современных игр в высоком разрешении может быть незаметна. 

Игровые модели мониторов отличаются от обычных частотой обновления: 144 Гц против привычных 60-75 Гц. Она позволяет сделать смену кадров максимально плавной и незаметной.

Также мониторы для игр желательно выбирать диагональю от 24 дюймов, лучше 27 или 30. Стоит обратить внимание на разрешение: при большой диагонали (например, 30 дюймов) привычное Full HD может выглядеть уже не так хорошо, как на 24 дюймах.

Геймерский монитор обязательно должен поддерживать технологии синхронизации видеокарты и монитора. Иначе между сменами кадров в динамических играх могут быть заметны разрывы изображения.

Игровые возможности

Прицел – выводит на дисплей перекрестья прицела. Пригодится для игр в жанре «шутер».

Таймер – выводит на экран счетчик времени. Полезная опция для стратегических игр в реальном времени.

Отображение счетчика FPS – выводит на дисплей текущую частоту кадров во время игры. Это дает возможность оптимально настроить графику в играх и отслеживать нагрузку на видеокарту.

Высветление темных участков – увеличивает яркость темных участков на дисплее, при этом остальные области не становятся более светлыми. Помогает выявить виртуальных противников, которые прячутся в темных пространствах.

Монитор для графики и дизайна

Для верстки, рисования, обработки графики требуется специальный монитор. Этот девайс характеризуется отличной цветопередачей и большим временем отклика (по сравнению с игровым аналогом).

Ориентировочные параметры:

  • диагональ – не меньше 27 дюймов, лучше 32-40 дюймов;
  • соотношение сторон – 16:9;
  • разрешение – Full HD (для 27 дюймов), 2560х1440 (более 27 дюймов);
  • тип матрицы – IPS либо VA;
  • размер точки (пикселя) – не выше 0.27 мм;
  • дополнительные опции – аппаратная калибровка, широкий цветовой охват (Adobe RGB).

Другие виды мониторов

Информационный ЖК-монитор – характеризуется большим количеством видеовходов и интерфейсов, возможностью установки на стену и крупными размерами (диагональ от 32 дюймов и более). Такие дисплеи предназначены для отображения различной информации. Кроме того, встречаются специфические настольные ЖК-дисплеи, которые хорошо подойдут для 3D-дизайна.

Монитор для видеостены – соединяется с другим подобным дисплеем для создания единого экрана желаемого размера. Данные мониторы устанавливают в общественных местах, например, торговых залах или аэропортах.

Монитор на квантовых точках (QLED) – отличается от ЖК-экранов повышенным качеством цветопередачи и пониженным энергопотреблением. Технология QLED позволяет уменьшить толщину монитора. Минус – высокая стоимость.

Угол обзора

Эта характеристика показывает, насколько пользователь может отклониться от экрана вправо-влево (по горизонтали) или вверх-вниз (по вертикали) без серьезного ущерба для качества картинки. Единица измерения – градусы. Актуален, если использовать монитор как телевизор. 

Наиболее важен угол обзора по горизонтали: чем он больше, тем комфортнее будет просмотр фильмов в большой компании. Оптимальный параметр – 178°.

Тип синхронизации

В создании видеоряда ключевые роли играют графический процессор (GPU) и монитор. У GPU переменная частота обновления кадра, а у монитора – фиксированная. Из-за чего при высоком разрешении картинки мы получаем заметные разрывы кадров.

Для обеспечения идеальной плавности смены кадров были разработаны технологии синхронизации.

G-Sync – разработка компании NVidia. Существенно увеличивает стоимость монитора, работает только при частоте выше 30 FPS. Если видеокарта выдает значение меньше, то ее придется заменить на более современную. G-Sync реализована в виде специальной платы в мониторе.

FreeSync – принадлежит компании AMD. Является открытой технологией, поэтому стоит значительно дешевле G-Sync. Представляет собой функцию стандартного интерфейса DisplayPort и будет работать практически со всеми видеокартами AMD.

Существует мнение, что поскольку это не отдельный элемент, который поставляет сама компания, то могут быть проблемы с контролем качества у разных производителей мониторов.

  • V-Sync – стандартная технология вертикальной синхронизации, есть почти во всех моделях мониторов. Не решает проблему плавности смены кадров, а при ее включении наблюдаются задержки и рывки FPS. Большинство пользователей просто отключают эту функцию.

Покрытие экрана

Матрицы в зависимости от покрытия экрана делятся на матовые и глянцевые. Чаще всего используются матовое покрытие, хотя глянцевое имеют лучшую цветопередачу и контраст.

Главными недостатками глянцевого покрытия является наличие бликов при ярком свете и высокая маркость экрана. В солнечном помещении лучше использовать монитор с матовым покрытием. В свою очередь часть матовых поверхностей обладают кристаллическим эффектом.

Кристаллический эффект

Матовые покрытия вызывают явление нерезких отдельных пикселей – на белом и сером фоне поверхность кажется даже перламутровой.

Некоторые люди в силу особенностей восприятия могут не замечать такой кристаллический эффект вовсе. В технических характеристиках мониторов информации о нем нет. Однако многие модели с матовой поверхностью становятся практически непригодны для чтения и работы с изображениями из-за повышенной утомляемости глаз.

Наличие кристаллического эффекта зависит от типа матрицы:

  • IPS (матрицы LG) – старые матовые матрицы имеют ярко выраженный кристаллический эффект; новые AH-IPS дополнены полуглянцевой поверхностью, за счет чего кристаллический эффект практически незаметен;
  • AMVA – за счет полуматовой поверхности эффект менее выражен;
  • PLS – матрицы компании Samsung: в последних моделях появился кристаллический эффект.

При выборе монитора обязательно проанализируйте тип матрицы, почитайте про ее особенности, поскольку новые модели мониторов могут неожиданно обладать ярко выраженным кристаллическим эффектом. Иногда стоит предпочесть предыдущее поколение матриц. Обязательно стоит обратить внимание на полуглянцевые (полуматовые) поверхности.

Соотношение сторон

Соотношение сторон – это соотношение количества отображаемых точек по горизонтали и вертикали.

16:9 – соотношение сторон в широкоформатных мониторах. Наиболее распространенное, под него сделано большинство компьютерных игр, фильмов в высоком разрешении и передач. Для обработки изображений и текстовых документов модели с таким соотношением сторон неудобны. Экраны 16:9 имеют разрешения: 1920х1080 (Full HD), 2560х1440 (QHD или WQHD), 3840х2160 (4K Ultra HD).

16:10 – более редкий вариант с чуть большей площадью монитора, чем 16:9.

21:9 – соотношение сторон в сверхшироких дисплеях. Такие мониторы раньше подходили больше для профессиональных задач, когда есть необходимость в использовании большого количества окон, однако на данный момент завоевывают геймерский сегмент. Дисплеи 21:9 имеют разрешения: FullHD, QHD, 5K Ultra HD.

32:9 – соотношение сторон в ультрашироких мониторах. Подобные модели обеспечивают максимальное погружение в происходящее на экране и прекрасно подходят для игр и профессиональной деятельности. Мониторы 32:9 имеют разрешения: Full HD, QHD.

Видео-входы

Вход DVI – стандартный интерфейс для получения четкого и резкого изображения на мониторах с большой диагональю экрана.

Вход DisplayPort – предназначен для передачи видео и аудио в цифровом виде. В сравнении с интерфейсами DVI и HDMI, имеет более широкий канал для передачи данных и большую длину кабеля. 

Вход HDMI – предназначен для передачи видеосигнала и многоканального аудио в цифровом виде. Интерфейс HDMI совместим с DVI. С помощью специального переходника разъем DVI можно соединить с HDMI и использовать его для передачи цифрового сигнала. 

Вход USB (видео) – при помощи встроенного видеочипа некоторые дисплеи принимают видеосигнал через USB-интерфейс. Такие мониторы можно подключить даже к компьютерам без видеокарты, что позволяет значительно сэкономить средства. В некоторых моделях предусмотрена быстрая зарядка мобильных гаджетов от USB.

Время реакции (отклика)

Этот параметр означает минимальное время, необходимое точке для изменения яркости свечения. Определяет скорость смены изображения на мониторе, что важно при отображении динамичных сцен. Единица измерения – микросекунда (мс). Для просмотра фильмов и современных игр время реакции дисплея должно быть не более 8 мс, а лучше – 3-5 мс.

Цветовой охват

Данный показатель влияет на качество цветопередачи монитора. Цветовой охват учитывается при выборе монитора в зависимости от особенностей использования:

  • sRGB, Rec. 709 – наиболее распространена в компьютерном оборудовании;
  • DCI P3 – современные компьютерные игры;
  • Adobe RGB – полиграфия, графический дизайн.

Цифровой ТВ-сигнал

С помощью ТВ-тюнера (TV tuner) можно использовать монитор в качестве телевизора. Стандарты цифрового телевидения:

  • DVB-T – эфирное телевидение в Full HD;
  • DVB-T2 – улучшенный вариант предыдущего стандарта (повышенная пропускная способность, меньшая подверженность помехам);
  • DVB-C – кабельное телевидение;
  • DVB-S – спутниковое телевидение;
  • DVB-S2 – более продвинутая версия предыдущего стандарта.

Другие разъемы

В мониторах могут быть предусмотрены дополнительные разъемы для передачи аналогового сигнала – композитный (видео и аудио), компонентный (видео). Некоторые устройства снабжены коаксиальным выходом – для цифрового аудиосигнала. Отдельные дисплеи оснащаются разъемом LAN, с помощью которого можно просматривать контент в Интернете и локальных сетях без использования ПК.

Дополнительные  параметры

TV tuner – позволяет совмещать качества компьютера и телевизора, но у мониторов угол обзора меньше чем у обычного телевизора – изображение сбоку теряет цвет и будет почти неразличимо.

Сенсорный экран – поверхность, чувствительная к нажатию. Современная операционная система Windows 8 разработана с учетом сенсорного управления, в том числе и через мониторы. Пока не самый распространенный тип экранов.

Режим 3D – возможность отображения картинки в 3D-режиме. Для этого требуются специальные очки, совместимая видео-карта, а также частота обновления экрана 120 Гц. Таким образом можно просматривать привычные нам фильмы в 3D, а также играть в игры и работать с графикой.

PIVOT-функция – поворот монитора в портретный режим, то есть на 90 градусов. При этом значительно ухудшается качество изображения. Это редко используемая функция и нужна она в основном при работе с большими текстами.

Колонки – встроены в рамку монитора, в основном есть в мониторах с TV тюнером. По стоимости превышают обычный монитор, но экономят место на рабочем столе, если это очень необходимо. Недостаток в том, что звук, воспроизводимый такими колонками, некачественный, его будет достаточно для воспроизведения звуков операционной системы компьютера, но не для игр, прослушивания музыки и просмотра фильмов.

Регулировка по высоте – позволяет выбрать наиболее удобное положение экрана. Эта дополнительная функция делает монитор дороже. Является не такой уж необходимой, так как стандартная подставка для монитора вполне удобна в использовании.

Кронштейн – устройство, которое позволяет прикреплять монитор к стене (стандарт VESA). Основной параметр – дистанция между отверстиями в кронштейне по горизонтали и вертикали, например, 200х300, 400х400.

USB-концентратор – наличие одного входного и нескольких выходных разъемов. Входной разъем позволяет концентратору подключиться к компьютеру, а выходные разъемы – подключать периферийные устройства. То есть при помощи только одного USB-порта, могут быть подключены сразу несколько устройств.

Глубина цвета – составляет 6-8 бит (для работы с текстами, интернет-серфинга), 10-12 бит (для дизайна и графики).

Частота вертикальной развертки – дает возможность определить, насколько совместим выбранный монитор с имеющейся в компьютере видеокартой. Измеряется в герцах (Гц). Очень важно, чтобы частота вертикальной развертки совпадала с частотой кадров видео (fps). Это особенно актуально для компьютерных игр.

Power Delivery – позволяет заряжать аккумулятор ноутбуков. Такая функция предусмотрена в разъеме USB-C.

Датчик присутствия – при отсутствии пользователя перед монитором в течение нескольких десятков секунд автоматически переводит устройство в спящий режим. По возвращении пользователя дисплей «пробуждается». В результате экономится электроэнергия и уменьшается износ матрицы.

Датчик освещенности – автоматически изменяет яркость дисплея в зависимости от внешнего освещения. Обеспечивает дополнительный комфорт при использовании монитора и экономит электричество.

Встроенная беспроводная зарядка Qi – служит для зарядки мобильных девайсов, поддерживающих данную технологию. Зарядное устройство вмонтировано в подставку дисплея.

Таким образом, выбирая монитор, следует руководствоваться потребностями использования: для офиса или для работы дома, для работы с профессиональной графикой или с текстовыми документами, для просмотра видео или для игр. Определившись с целью, определитесь с типом матрицы монитора и ее диагональю.

Оснащение

HDR – повышает яркость черного и белого цвета и тем самым улучшает цветопередачу по сравнению со стандартным монитором. Обязательное условие работы опции – воспроизведение HDR-контента (телепродукции, фильмов).

Flicker-Free – устраняет мерцание в мониторе, негативно воздействующее на зрение и нервную систему. Повышает комфортность работы за монитором и снижает утомляемость глаз.

PBP – выводит на экран два изображения с двух каналов одновременно. Полезно, если к монитору подключены два устройства, например, два системных блока. Рекомендуемая диагональ монитора – 27 дюйма и более.

Выход для наушников (mini-Jack) – аналоговый разъем, посредством которого можно подключить к монитору наушники или колонки.

MHL – интерфейс для трансляции на экран монитора аудио и видео через microUSB и HDMI.

Сабвуфер – динамик, воспроизводящий сверхнизкие и низкие частоты. Пригодится при просмотре музыкального видео (концертов, клипов), кинолент со спецэффектами.

WEB-камера – используется для различных задач, в том числе работы со Skype или записи видео. Монитор с камерой избавляет пользователя от необходимости покупать и устанавливать устройство. В то же время подобное решение увеличивает стоимость монитора. Встроенные WEB-камеры имеют невысокое разрешение.

Микрофон – применяется для общения по Skype и записи видеороликов.

Кардридер – служит для чтения карт памяти (SD).

Безрамочный экран – имеет очень узкую, малозаметную рамку. Такой монитор выглядит стильно, но обычно стоит дороже из-за дизайна.

Стереоочки – предназначены для просмотра 3D-контента. Наличие этого аксессуара избавляет от необходимости приобретать его отдельно и при этом учитывать совместимость с монитором.

Пульт ДУ – позволяет управлять информационным ЖК-монитором на расстоянии.

Производитель

К группе самой дешевой продукции можно отнести мониторы Lenovo, Packard Bell, PhilipsViewSonic, а также самые бюджетные модели популярных производителей: Iiyama, SamsungAOCAcerBenQLG. Им присущи такие недостатки: слабый пластик, неудобные и ненадежные подставки, засветки по углам экрана, присутствие битых пикселей, слишком высокая яркость и остальные предустановки: требуют ручной настройки. В целом в бюджетной группе можно выбрать монитор для простых ежедневных задач: Интернет, почта, офисные программы.

Отличным сочетанием цены и качества обладают марки ASUSNEC, Dell, Fujitsu, HPLGNeovo, и более дорогие модели брендов Iiyama, SamsungAOCAcerBenQLG. Как правило, эти мониторы дают отличное изображение: детальное, яркое, контрастное, с равномерной подсветкой экрана. Это обусловлено характеристиками изделий в целом, а также высоким качеством матриц. Мониторы обычно хорошо собраны, сделаны из надежных материалов. Все производители обеспечивают своих потребителей сервисной поддержкой по всей стране. В эту группу входят мониторы для работы с графикой, большими объемами текста, современных компьютерных игр и киберспорта, просмотра фильмов в FullHD, и других развлечений.

Отдельной группой раньше стояли мониторы компании Apple. Их цена была гораздо выше общей массы моделей, сравнима с профессиональными мониторами NEC и Samsung. Цветопередача считалась одной из лучших для профессионального использования. Однако, в 2016 году компания сообщила о прекращении производства мониторов. Кое-какие остатки еще можно встретить в продаже.

Отзывы о статье

хотелось бы узнать разницу между разными типа IPS матриц

Спасибо за замечание, добавили информацию.